Автомобиль содержит достаточное количество электронных систем, способных вести диалог с водителем. Информация доводится через приборную панель, а ответная реакция ожидается посредством органов управления. В последнее время уже существует возможность передавать текстовые или даже голосовые сообщения, для этого практически все автомобили снабжены матричными дисплеями высокого разрешения и акустической системой мультимедиа.
Содержание статьи:
Но скорость такого общения явно недостаточна, а отвлекать водителя от управления крайне опасно. Отсюда и необходимость высвечивания сигналов в виде подсвеченных пиктограмм и цветовой кодировки основных групп сообщений.
Почему световые иконки на приборной панели разного цвета
Чаще всего используются световые сигналы трёх основных цветов:
- красный означает, что ситуация опасна для техники и людей, требуется немедленное принятие адекватных мер, чаще всего это остановка и глушение двигателя;
- жёлтый сообщает о неисправности, которую необходимо устранить, но она не настолько критична, как в первом случае;
- зелёный просто индицирует включение какого-либо устройства или режима.
Возможно появление и иных цветов, но они уже не признаются системными и могут вводить водителя в заблуждение относительно своей важности.
Значки информационной индикации
Эта группа имеет зелёную кодировку и не должна акцентировать отвлечение внимания и ответные действия:
- символ ключа, означает обнаружение бесконтактного доступа или успешную активацию иммобилайзера;
- значок фары или фонаря свидетельствует о включении одного из режимов освещения, может дополняться символами автоматического переключения на ближний свет, задействования передних или задних противотуманных фар, габаритных огней и дневного света, зелёные стрелки показывают в какую сторону включён сигнал поворота или аварийной сигнализации;
- изображение автомобиля или его шасси указывает на режим трансмиссии и управления тягой, например, контролируемый спуск с горы, включение трекшн-контроля, «ползущий» режим на бездорожье, ограничение выбираемых передач в АКПП;
- режимы активации круиз-контроля в виде стилизованной шкалы спидометра и впереди идущего автомобиля;
- режимы экологии и экономии в виде зелёных листков, деревьев или надписей «ECO», означает выбор специального управления силовым агрегатом;
- активация горного тормоза в виде автомобиля на спуске;
- включение режимов помощи водителю, автопарковщика, антипробуксовок, системы стабилизации и прочих, чаще всего зелёными буквами с аббревиатурой системы.
Синим цветом иногда выделяются включение дальнего света фар и чрезмерное понижение температуры ОЖ (охлаждающей жидкости).
Предупреждающая группа
Жёлтая индикация означает, что появились сбои в работе или настораживающие симптомы неисправности:
- маслёнка или надпись «OIL» укажут на недостаточный уровень масла в двигателе;
- пиктограмма с ремнями, сиденьями или словом «AIRBAG» говорит о временном отключении одной из систем пассивной безопасности;
- сервисные функции со словами «OIL CHANGE», символом подъёмника и прочими изображениями узнаваемых деталей означают срок технического обслуживания, подсчитанный бортовым компьютером;
- жёлтый сигнал в виде ключа означает неполадки в сигнализации, иммобилайзере или системах доступа;
- значки «4×4», «LOCK», «4WD», им подобные, их комбинации, а также пиктограммы в виде шасси с крестиками говорят о включении в трансмиссии режимов полного привода, блокировок и демультипликатора, которые нежелательно использовать постоянно, требуется их выключение после окончания сложного участка дороги;
- специфический для дизельных двигателей индикатор в виде спирали указывает на включение разогрева предпусковых свечей накаливания;
- важный индикатор жёлтого цвета с надписью «T-BELT» говорит о выработке ресурса ремня ГРМ, его пора менять, чтобы избежать крупных поломок в двигателе;
- изображение заправочной колонки сообщает об остатке лишь резервного запаса топлива;
- группа индикаторов с пиктограммой двигателя и словом CHECK сообщает о наличии ошибки, замеченной самодиагностикой системы управления двигателем, надо считать код ошибки и принимать меры;
- изображения профиля автомобильной шины вызывается системой контроля за давлением в колёсах;
- картинка автомобиля, оставляющего волнообразный след, означает проблемы системы стабилизации.
Обычно наличие неисправностей, выделяемых жёлтым цветом, не требует немедленного прекращения движения, основные системы будут продолжать работу, но возможно, что лишь в аварийном или обходном режиме. Двигаться к месту ремонта следует с максимальной осторожностью.
Значки на панели, обозначающие неисправности
Красные индикаторы – самые серьёзные:
- понижение уровня давления масла показывается изображением красной маслёнки, двигаться нельзя, мотор быстро придёт в негодность;
- красный термометр означает перегрев антифриза или масла;
- восклицательный знак внутри круга указывает на неисправность тормозной системы;
- изображение аккумуляторной батареи означает отсутствие тока заряда, неисправность генератора;
- надписи типа «SRS», «AIRBAG» или пиктограммы сиденья с ремнём сигнализируют о катастрофических отказах в системе безопасности;
- ключ или замок означают невозможность доступа к машине по вине охранных систем;
- шестерёнки, надписи «AT» или иные трансмиссионные термины, иногда с термометром, означают перегрев агрегатов, выход в аварийный режим до охлаждения;
- красное рулевое колесо указывает на неисправность усилителя руля;
- простые и понятные индикаторы сигнализируют о незакрытых дверях, капоте, багажнике или непристёгнутых ремнях безопасности.
Абсолютно все индикаторы представить невозможно, автопроизводители не всегда придерживаются устоявшейся системы. Но именно цветовая кодировка позволяет быстро принимать решение, обеспечивающее максимальную безопасность и минимальный ущерб техническому состоянию.
Помните, что вся необходимая информация по расшифровке любого из значков находится в самых первых разделах инструкции по эксплуатации конкретной модели автомобиля.