У шипованных зимних шин имеются определенные недостатки, но в целом это самый безопасный и надежный для любых условий тип резины. При этом сочетание очень твердого материала шипа и относительно мягкой зимней резиновой смеси протектора не может гарантировать многолетнее удержание одного в другом, несмотря на все технологические ухищрения производителей.
Содержание статьи:
В результате еще вполне пригодная к эксплуатации шина лишается своего главного преимущества перед резиной фрикционного типа (липучками).
Но ситуацию можно исправить своими силами и относительно недорого, не покупая новый комплект покрышек.
Почему выпадают шипы
На новых шинах шипы не выпадают, если конечно водитель не совершает откровенные зверства над собственными колесами в виде интенсивных пробуксовок на чистом асфальте и долгих поездок на запредельных скоростях с перегревом протектора.
Но по мере износа резины уменьшается глубина беговой дорожки, а также расшатывается посадка шипов в резиновых шашках.
Прочитай: Как самому разбортировать колесо за несколько минут
Твердый металл изнашивается медленнее, чем мягкая резина. Поэтому со временем увеличивается выступание сердечников над поверхностью беговой дорожки.
При разгонах, торможениях и прохождении поворотов растет силовой момент, буквально выворачивающий шип из гнезда.
Способность его к сопротивлению не безгранична, деталь выпадает из штатного места. Происходит все это при значительных пробегах.
С одной стороны, подобной покрышке уже пора на утилизацию. Но с другой – допустимая глубина протектора для зимней резины составляет не менее 4 мм.
Если считать пороговым значением пригодности величину порядка 6 мм, то ситуация вполне типичная – колесо еще может поработать, но свойства его сильно ухудшены из-за потери части шипов.
Это можно поправить, используя покупные ремонтные детали и наборы.
Строение ремонтного шипа
Ремонтное изделие отличается от заводского геометрическими размерами, формой и внутренней структурой.
Основные задачи:
- обеспечить надежную посадку в уже изношенное гнездо;
- свойства детали не должны сильно изменяться в процессе дальнейшей службы, поэтому ремонтный шип выполняется составным, он имеет в самом лучшем случае твердосплавную вставку-стержень, алюминиевый или стальной корпус, а также пластиковую втулку, формирующую наружный диаметр;
- чтобы удерживаться в «растоптанном» гнезде, корпус имеет подошву увеличенного диаметра;
- если стандартная деталь располагает диаметром порядка 8 мм, то этот размер соответствует цилиндрической поверхности ремонтной вставки, поверх которой надета пластиковая втулка, добавляющая 1-2 мм, а вот подошва значительно больше, примерно 12 мм, это гарантирует надежность посадки;
- увеличение площади нижней плоскости обеспечивает сохранность постаревшего материала шины на дне гнезда, снижая удельную нагрузку на резину;
- внутренний стержень из вольфрамового сплава посажен глубже, чем у штатной детали, повышая стойкость против выламывания сердечника из корпуса, имеющего меньшую прочность;
- применение пластика и алюминия нормализует массу шипа, слишком тяжелые изделия (а размеры увеличены) хуже держатся и повышают общую массу колеса, что портит динамику и плавность хода.
Важную роль играет также и высота детали, она подбирается для каждого конкретного случая из набора величин.
Как выбрать шипы
Если после промеров глубины протектора принято решение, что она позволяет произвести ремонтную дошиповку, то далее под каждое конкретное отверстие следует подобрать шип из набора по длине.
Имеется линейка размеров с шагом в 1 мм. Например, 8-9-10 миллиметров.
Выступание твердосплавного стержня задается по нормативу 0,5 мм. Зная глубину отверстия, что выясняется замером при помощи глубиномера штангенциркуля или набора специальных шаблонов, несложно рассчитать высоту ремонтного варианта из набора.
Как самостоятельно заменить выпавшие шипы
Профессиональное оборудование для дошиповки включает в себя специализированный пневматический пистолет.
В домашних или гаражных условиях вряд ли есть смысл его приобретать, к тому же потребуется и магистраль сжатого воздуха достаточно большого давления. Можно обойтись ручными приспособлениями.
Правильная подготовка резины
Шина вымывается, из протектора и гнезд под ошиповку удаляется вся грязь и мелкий мусор. Используется инструмент типа отвертки, а также сжатый воздух, вполне подойдет шинный компрессор.
Это интересно: Обкатка зимней резины, что это и как правильно делается
Гнезда под установку надо смазать, проще всего обычным мыльным раствором, он не испортит резину.
Наносить клей или нет – вопрос спорный, скорее всего не нужно, никакой прочности он не добавит. Вставка удерживается за счет упругости резины, добавка клея в лучшем случае бесполезна. В худшем – растворители в его составе еще больше ослабят резиновую смесь.
Все способы самостоятельной ошиповки
Приспособления можно подразделить на раздвигающие стенки гнезда и просто сажающие шип на место за счет вращения насадки и давления весом работающего.
В любом случае применяется электродрель с возможностью установки малых оборотов при большом крутящем моменте.
Более сложное приспособление имитирует работу профессионального инструмента. Имеются лапки, образующие обратную цангу. Внутри проходит резьбовой стержень, зажимаемый в патрон дрели.
Его конец имеет частично коническую форму с углублением в торце по форме ремонтного шипа.
Если удерживать ключом наружный корпус с цангой, то стержень будет перемещаться по резьбе, раздвигая лапки, которые в свою очередь расширят гнездо в резине.
Шип будет подан до упора в дно гнезда, где и останется после удаления приспособления.
Можно обойтись и без цангового разжимания, при вращении аналогичного стержня с шипом и сильном давлении на дрель шип будет подан на место с тем же успехом.
Но усилий придется прикладывать больше, нагрузка на материал растет, надежность снижается.
Плюсы и минусы ошиповки
Основное достоинство – существенная экономия на комплекте новой резины. Даже полная ошиповка обойдется намного дешевле, чем покупка покрышки. Особенно при самостоятельном исполнении, мастера запрашивают на порядок больше за работу, чем стоит ремкомплект.
Недостаток – надежность даже самым тщательным образом восстановленной покрышки все же ниже, чем у новой. К тому же износ протектора никак не улучшает его работу, а дополняется картина изменением свойств резиновой смеси.
Можно сказать, что дошиповка своими силами однозначно целесообразна, если выполняется на шине от качественного производителя, особенно большого размера, то есть очень дорогой и стабильной на больших пробегах.
Дешевые «шиповки» при потере шипов практичнее заменить комплектом и не тратить время ради скромной выгоды.