Если после поворота ключа в соответствующее положение мотор не только не завелся, но и не раздался характерный звук работающего стартера, неисправность налицо. Во многих случаях придется сразу же заниматься ремонтом. Как минимум зарядить или заменить аккумулятор, почистить клеммы проводки. Но есть ситуации, когда пустить двигатель все же можно. С определенными неудобствами и при условии хорошего знания матчасти.
Содержание статьи:
Из-за чего стартер может не работать
Причин отказа стартера немало:
- неисправности его электродвигателя, то есть щеточного узла, обмоток или механики;
- проблемы с силовой или управляющей проводкой, в основном с контактами;
- отказ реле стартера;
- неисправно втягивающее реле, обрыв обмоток, чаще загрязнение и обгорание силовых контактов;
- пробуксовка или заклинивание обгонной муфты (бендикса);
- износ зубьев зацепления на бендиксе или венце маховика;
- обгорание контактной группы замка зажигания.
При исправности силовой части отказы управляющих цепей можно временно парировать принудительной подачей питания на втягивающее реле или электромотор, замыкая соответствующие цепи на стартере под капотом.
Методы диагностики
Можно воспользоваться контрольной лампочкой или пробником, проверяя последовательно цепи питания. Начинать надо непосредственно с клемм стартера.
На силовом входе втягивающего должно быть напряжение аккумулятора, он подсоединен туда надежным проводом большого сечения. Эта цепь ничем не разрывается и не защищена, поскольку по ней проходит ток порядка 200-500 Ампер.
На управляющий вход втягивающего реле подводится напряжение гораздо более тонким проводом от замка зажигания напрямую или через промежуточное реле, разгружающее его контакты. При повороте ключа в положение «Стартер» на данной клемме появляется плюс питания.
По теме: Что делать если стартер молчит при повороте ключа зажигания
Если все напряжения присутствуют, то отказ скорее всего в самом стартере. Исключить помеху включения со стороны втягивающего реле иногда удается замыканием силовых клемм.
В каких случаях проблему можно решить на месте
Основная проблема возникает из-за двойной функции втягивающего. Оно не просто подает питание на обмотки электромотора, но и толкает через вилку обгонную муфту, позволяя шестерне бендикса войти в зацепление с венцом маховика.
Когда обмотка втягивающего неисправна, то подавая напряжение непосредственно на электромотор можно заставить его вращаться. Но толку в этом мало, это будет холостой ход, коленвал останется неподвижным.
В некоторых случаях удается парировать частичный отказ обмотки. Дело в том, что она состоит из двух частей, силовой и удерживающей.
После срабатывания первой она исключается из цепи замыканием мощных контактов (пятаков) реле, а положение соленоида и муфты фиксируется второй, более слабой обмоткой.
При внешнем замыкании двух мощных клемм стартера напряжение будет подано лишь на более слабую обмотку.
Опыт показывает, что её силы хватает на продвижение бендикса далеко не у всех экземпляров и моделей, но иногда получается.
Точно получится, если обмотки, контакты и бендикс исправны, а проблема лишь в отсутствии напряжения на управляющем входе.
Обрывы в проводке, неисправности промежуточного реле или замка зажигания. Тогда достаточно подать питание на силовое реле, оно сработает в штатном режиме.
Как замкнуть стартер напрямую
Помогает в частом случае подгорания силовых контактов. Потребуется подать питание на управляющий разъём, после чего, в зависимости от состояния контактов реле, непосредственно на вход щеточного узла мотора.
Замыкание с помощью отвертки (гаечного ключа)
Оптимальным будет наличие гибкого кабеля большого сечения, что маловероятно, поэтому используется подходящий инструмент, например, мощная отвертка или ключ. Им замыкаются между собой силовые клеммы стартера.
Разумеется, должны быть приняты меры безопасности:
- машина зафиксирована упорами и ручным тормозом, включена нейтральная передача;
- зажигание включено, у карбюраторных машин при холодном двигателе вытянут подсос;
- исключается касание инструментом под напряжением массы двигателя;
- после запуска немедленно разомкнуть цепь.
Если питание на обмотку реле не подано, то бендикс сработает далеко не у всех автомобилей. Раздастся лишь бесполезное жужжание электродвигателя на больших оборотах.
Подключение напрямую от аккумулятора
Можно не перемыкать клеммы, а использовать достаточно длинный изолированный провод. Обычно применяется кабель из комплекта проводов «прикуривателя».
Зажимы его не изолированы, нужно соблюдать осторожность и исключить касание массы кузова и мотора. Соединяются между собой плюсовая клемма аккумулятора и выход толстого провода из корпуса электромотора.
Запуск с толкача
При неудаче двигатель придется запускать от вращения колес. Используется буксир или несколько физически развитых помощников.
Включаются зажигание и вторая передача, после чего быстро отпускается сцепление после набора автомобилем некоторой скорости. Машину с АКПП так запустить не получится.
Другие варианты запуска двигателя
Способов завести двигатель при неисправном стартере и автоматической коробке не существует. По крайней мере надежных.
Отдельные старые модели допускали пуск на буксире при большой скорости, но их почти не осталось, да и повредить коробку обойдется дороже любых потерь времени.
Если нет возможности эвакуации, но имеется инструмент в простейшем наборе, лучше снять и частично разобрать стартер.
В большинстве случаев его удается хотя бы ненадолго оживить, но для этого потребуется базовое знание конструкции и характерных неисправностей этого не самого сложного узла.