Гидравлическая система тормозов автомобиля подразумевает постоянную заполненность всех магистралей и цилиндров тормозной жидкостью. Завоздушивание, то есть попадание любого газа в жидкую среду, приведёт к сжимаемости передающего усилие гидравлического агента, провалу педали и отказу тормозов. Одной из причин этого опасного явления может стать незамеченное снижение уровня в бачке главного цилиндра.
Содержание статьи:
Отсюда необходимость постоянного надёжного контроля, для чего в конструкцию бачка введён датчик уровня с индикацией на приборную панель.
Почему на щитке приборов загорается индикация неисправности тормозной системы
Тормоза всегда должны находиться в полностью исправном состоянии. Нет большой разницы, где именно сосредоточена проблема. Любой отказ может привести к катастрофическим последствиям, поэтому частный случай – снижение уровня жидкости обязан вызвать срабатывание общей сигнализации.
На разных автомобилях организация индикации может отталкиваться от различных визуальных показаний. Например, общая красная лампочка с восклицательным знаком, аварийным треугольником или массовым загоранием множества красных индикаторов. Смысл один – надо немедленно и безопасно прекратить движение и заняться поиском источника.
Один из видов индикации – сигнализатор аварийного снижения уровня тормозной жидкости. Его датчик конструктивно обеспечен несколькими мерами повышения надёжности:
- герметизация контактной группы, работа её в условиях вакуума, исключающих коррозию, обгорание и нештатный износ, наработка таких контактов измеряется миллионами срабатываний;
- работа контактов не на замыкание, а наоборот, на размыкание, что заставляет включаться индикатор при любом обрыве во всей цепи от бачка до контроллера;
- контроль коротких замыканий цепей на массу или плюс питания;
- исключение ложных срабатываний или их отсутствия путём включения в цепь резистора с заданным номиналом, фиксируется не просто обрыв и замыкание, а даже любой изменение сопротивления датчика от штатного значения;
- иногда используются иные способы организации датчика, магнитные, оптоэлектронные или ультразвуковые, но такие системы не получили распространения именно из-за увеличения сложности, а, следовательно, и снижения надёжности.
Типовое и самое часто используемое решение – это датчик с постоянным магнитом, поплавком и герконом (герметизированным вакуумным контактом в стеклянной колбе), срабатывающим на размыкание.
Хотя на старых автомобилях ещё встречаются и обычные пары механических контактов, замыкающиеся при опускании поплавка ниже уровня. Отдельно можно упомянуть про надёжность самого поплавка, он не должен пропитываться достаточно агрессивной тормозной жидкостью и после этого тонуть в ней, вызывая ложное срабатывание.
Поиск неисправности
Достаточно простая организация контроля позволяет легко найти неисправность обычной прозвонкой, то есть замерами сопротивлений цепей датчика, его проводки, разъёмов и устройства индикации.
Некоторые сложности могут появиться, если датчик в соответствии с общими тенденциями работает в составе бортовой шины данных. Решение спорное, но вынужденное.
Дело в панели приборов
Панель приборов собирает множество сигналов от датчиков, срабатывание любого из них может вызвать засветку индикатора. Необязательно это уровень жидкости. В первую очередь проверяется наличие нужного количества её в бачке главного цилиндра, затем исправность датчика, проводки, и только потом все прочие цепи контроля.
Простейший вид отказа в панели – перегорание контрольной лампы. Для отслеживания этого отказа лампа должна загореться при включении зажигания, затем погаснуть. Если этого не происходит, надо разобрать панель и проверить лампу.
Заклинил поплавок в бачке тормозной жидкости
Поплавок обычно механически перемещается вдоль цилиндрической поверхности датчика, в которой расположен геркон. Износ, загрязнённость, старение материалов ведут к прилипанию или подклиниванию поплавка с магнитом, в зависимости от положения это вызовет ложное срабатывание или отсутствие реакции на снижение уровня.
Проверка состоит в снятии пробки с датчиком и попытки вызвать его ручное срабатывание.
Неисправен датчик
Возможны любые разрушения изоляции, замыкание контактов или обрыв цепи. Наиболее надёжное место – сам геркон, но и он может повредиться. Проверка также производится прозвонкой цепей в паре с магнитом.
Обрыв/замыкание электрической цепи
Слабые места в проводке – разъёмы, места заделки проводов в них, а также проводка, если она размещена в местах риска внешнего механического или теплового воздействия.
Может оплавиться или протереться изоляция, окислиться проводники. Поиск аналогичен, используется омметр мультиметра.
Устройство датчика
Датчик расположен в трубчатом корпусе под пробкой бачка с жидкостью над главным тормозным цилиндром. Извлекается после отворачивания пробки по резьбе.
В состав датчика входят:
- корпус с электрическим разъёмом;
- геркон;
- поплавок с магнитом;
- направляющая трубка поплавка, внутри которой на точно заданном расстоянии расположен геркон;
- иногда ставится дополнительный резистор, номиналом порядка 2,5 кОм.
Перемещение поплавка вызывает попадание геркона в магнитное поле постоянного магнита, после чего цепь геркона размыкается, иногда замыкается. Сопротивление со стороны электрического разъёма меняется, что фиксируется электроникой и вызывает включение контрольной лампы.
Как проверить датчик тормозной жидкости мультиметром и магнитом
Для проверки датчика достаточно снять его с бачка и отсоединить разъём проводки. При помощи мультиметра, включённого в режим измерения сопротивления, фиксируется срабатывание при перемещениях магнита вдоль корпуса, в котором расположена колба геркона.
Прибор должен показывать примерный ноль и бесконечность в крайних положениях хода магнита. При наличии резистора, в замкнутом состоянии прибор покажет не ноль, а сопротивление, величину которого можно узнать из ремонтной документации конкретного автомобиля.
Окончательно датчик проверяется после установки пробки на место. Как полное, так и пустое состояние бачка должны чётко вызывать срабатывание датчика по показаниям прибора.