ШРУС – это шарнир угловых скоростей. Он предназначается для передачи крутящего момента от коробки передач на передние автомобильные колеса в переднеприводных или полноприводных моделях авто.
Содержание статьи:
Он представляет собой достаточно сложное механическое устройство, состоящее из двух частей – внешней и внутренней.
Как и любые другие автомобильные детали, ШРУСы со временем эксплуатации изнашиваются и выходят из строя, а поэтому нуждаются в периодическом обслуживании и, при необходимости, в замене.
Чем опасен неисправный ШРУС
Чтобы понимать, чем грозит выход из строя данного автомобильного компонента, следует разобраться в его конструкционных особенностях. Данная запчасть включает в себя:
- Корпус.
- Внутреннюю обойму с канавками.
- Сепаратор.
- Металлические шарики, размещенные по окружности обоймы.
Если деталь изнашивается слишком сильно, возникает вероятность отвала иголок от вышеупомянутых шариков. Затем, те могут попасть в масляные каналы, а после чего – в трансмиссию.
Современные АКПП (автоматические коробки переключения передач) являются максимально требовательными к качеству трансмиссионного масла, а поэтому попадание в них иголок может как частично, так и полностью вывести коробку передач из строя, что повлечет за собой недешевые ремонтные работы.
Прочитай: Как определить какой ШРУС хрустит
Не менее опасной является ситуация с полным заклиниванием ШРУСа. В этом случае его вращающиеся элементы перестают функционировать, из-за чего тот полностью прекратит работать.
В лучшем случае одно из колес просто перестанет вращаться, а в худшем – это может произойти во время движения на высокой скорости, что может спровоцировать возникновение дорожно-транспортного происшествия. Однако, последние ситуация случаются крайне редко.
Какие ШРУСы бывают
Существует несколько разновидностей ШРУСов.
- Шариковые. Наиболее распространенный тип конструкции, что зачастую применяется на авто с передним приводом.
- Трипоидные. Могут использоваться в обыкновенных легковых авто, либо в грузовых машинах с небольшой грузоподъемностью.
- Кулачковые. Являются неотъемлемой составляющей грузовых моделей автомобилей с высоким уровнем грузоподъемности.
- Спаренные карданные. Интегрируются в конструкции грузовиков, внедорожников, а также сельскохозяйственной техники.
Каждый из вышеописанных типов шарниров предназначается для отдельного класса машин с различной степенью грузоподъемности.
Неисправности и проверка ШРУС
Существует несколько основных симптомов, по которым можно определить выход запчасти из строя.
К ним относятся:
- Стук в процессе езды. В случае износа ШРУСа могут возникать посторонние звуки во время движения, причем даже при езде без поворотов. В такой ситуации требуется провести диагностику и осуществить восстановление или замену компонента.
- Появление вибрации. Как правило, вибрация возникает с той же стороны, где поломался шарнир. Своеобразные толчки происходят на регулярной основе даже при езде на ровном дорожном покрытии.
- Хрустящие звуки при повороте руля. Во время управления автомобилем может возникать нехарактерный для него ранее хруст, что становится все более громким при увеличении угла поворота руля.
- Появление смазочных материалов на корпусе пыльника. Данный признак свидетельствует о разгерметизации внутреннего механизма, из-за чего смазка начинает протекать из корпуса. Полный выход из строя ШРУСа в такой ситуации – лишь вопрос времени.
Неисправности ШРУСа могут быть следующих типов:
- Порванный пыльник. Как правило, недорогие пыльники изготавливаются из резинового материала, что может легко порваться. Более дорогие комплектующие производят из термоустойчивого пластика.
- Разрушение кольца АБС. Как правило, разрушается из-за износа или ржавчины.
- Износ роликовых подшипников. Данные элементы находятся в постоянном движении и нередко изнашиваются.
- Облом или срез в шлицевой области. Случается из-за некачественного металла шарнира, увеличение клиренса или излишне большого момента затягивания ступенчатой гайки.
- Износ шлицов. Как правило, происходит у шарниров, что обладают валом-удлинителем. Сперва они изнашиваются и истираются, а после могут обломиться.
- Выход из строя опорного подшипника. Данный механизм устанавливается на удлинительный вал. Зачастую при его выходе из строя, потребуется полная замена всего ШРУСа.
- Неисправность игольчатого подшипника трипоида. В таком случае, он начинает проскальзывать и перестает передавать крутящий момент на вал. Нуждается в полной замене.
Проверка ШРУСа на исправность
Проведение диагностики шарниров на предмет исправности осуществляется достаточно просто.
Самый простой способ – вывернуть руль на максимальное количество оборотов в левую или правую сторону и начать движение. Появление хруста будет свидетельствовать о неисправности ШРУСа.
Также можно выполнить проверку вторым способом – проехаться на небольшой скорости по прямому участку дорогими с обильным количеством ям и выбоин. Неисправный ШРУС в такой ситуации начнет стучать.