Падение уровня заряда аккумуляторной батареи, снижение ее емкости – делают практически машину нерабочей, она попросту не заведется. С помощью специального устройства – нагрузочной вилки для АКБ – можно легко проверить и проконтролировать работоспособность аккумулятора.
Содержание статьи:
По мнению опытных автовладельцев, информация выдается очень точная об уровне зарядки. Подробнее об этом устройстве, предназначении, видах, проверке АКБ расскажем далее.
Для чего нужна нагрузочная вилка
Для того, чтобы батарея функционировала без сбоев нужно регулярно тестировать ее и проводить анализ показателей. Выполнить оценку заряда способна нагрузочная вилка.
Работает этот прибор по принципу имитации пуска стартера. При подключении к устройству прибор обеспечивает нагрузку на АКБ, заставляя ее работать как при запуске стартера.
Проверка проводится при полностью заряженной батарее. Первым делом нужно определить, какое напряжение имеет разомкнутая цепь. При показателе 12,6 Вольт можно начать замер под нагрузкой.
При неисправном аккумуляторе, такая нагрузка будет не под силу АКБ, поскольку нагрузочная вилка вызывает нагрузку, которая в два раза превышает емкостные характеристики батареи.
Принцип работы
Рассматривая принципиальную схему работы нагрузочной вилки, следует обратить внимание на то, что она наделена способностью контроля напряжения аккумуляторной батареи как без нагрузки, так и с ней.
- При отсутствии нагрузки, устройство производит замер напряжения на батарее.
- При наличии нагрузки вилка контролирует напряжение, даже с учетом того, что аккумулятор нагружен на сопротивление.
Если говорить о показателях сопротивления, то их уровень, как правило, находится на отметке 0,1 Ом, а показатель мощности при этом достигает 500 Ватт и выше.
Виды нагрузочных вилок
В настоящее время рынок пестрит разнообразием измерительных приборов. Наиболее популярными являются две разновидности вилок:
- Кислотная.
- Щелочная.
Они предназначены соответственно для того же вида батарей, что на них указаны, поэтому следует придерживаться этого определения и ни в коем случае не применять на несоответствующих АКБ, дабы избежать погрешность в измерениях.
Кроме этого нагрузочные вилки подразделяются на два типа: стрелочные и с цифровым индикатором.
Со стрелками представлены приборы старшего поколения, которыми пользовались еще в двадцатом веке. Цифровые – значительно удобнее, но и выше в цене и по мнению некоторых автолюбителей, менее надежны, чем стрелочные.
Это интересно: Как выбрать портативное пусковое устройство для АКБ
Последнее время на рынок поступили, так называемые, бескорпусные приборы, но какого-то положительного всплеска эмоций насчет них пока нет. Корпус – является не средством украшения, а защитником от ожогов при проведении замерных манипуляций.
Какие параметры АКБ можно проверить вилкой
С помощью этого специального устройства, которое способно оценивать зарядку аккумуляторной батареи как под нагрузкой, так и без нее, можно провести проверку:
- Уровня зарядки.
- Возможности батареи по сохранности заряда.
- Наличия повреждения пластин.
- Остаточного ресурса.
Для получения широкого спектра показателей и более точных результатов, которые бы давали представление о действительном состоянии аккумулятора, нужно подбирать соответствующий прибор.
Для типовых батарей, конструктивно «заточенных» на внешнее соединение банок, необходим прибор с двумя контактами. Более «навороченным» батареям с внутренним соединением, понадобится прибор, имеющий выносные контакты.
В настоящее время универсальные устройства – с токовой нагрузкой 100 Ампер и 12 Вольтовым номиналом напряжения. Для тестирования АКБ грузовых машин они не подойдут – им потребуются измерительные приборы от 200 Ампер.
И конечно, большую роль для получения точного и быстрого замера играет тип вилки. Здесь первенство отдается цифровому варианту, но стоимость такого прибора выше.
Тестирование аккумулятора
Проверить аккумулятор можно во время покупки. Также рекомендуется тестировать его во время подготовки автомобиля к зимнему сезону.
Кроме этого обязательно следует проверять батарею каждые три года ее эксплуатации, даже если она нормально функционирует.
Подготовка АКБ
Чтобы процедура получилась максимально безопасной, а результаты точными, следует выполнить следующие предварительные шаги с аккумуляторной батареей:
- Выдержать не менее семи часов после работы. Желательно проводить тестирование утром, когда автомобиль отдохнет в гараже.
- Отключить от бортовой сети, сняв клеммы. Из отсека можно не вынимать.
- Открутить пробки. Кроме этого нужно заранее проверить уровень электролита, а также почистить контакты, убрав коррозию, окислы и грязь.
Нужно помнить, что для получения точных результатов необходима температура в месте проведения тестирования 20-25 градусов. Поэтому, если в гараже невозможно соблюсти эту норму, то батарею придется занести в дом.
Замеры без нагрузки
Нужно выполнить следующие шаги при проведении проверки без нагрузки:
- Отвинтить крепежные гайки, которые предусмотрены конструкцией вилки. Данная процедура требуется для того, чтобы спираль сопротивления вывести из цепи.
- Подключить зажим «крокодил» к отрицательному контакту АКБ.
- Соединить щуп «В» с плюсовым контактом батареи.
Заряженность АКБ:
Показания (В) | >12.7 | 12.5 | 12.3 | 12.1 | <11.9 |
Заряд (процентов) | 100 | 75 | 50 | 25 | 0 |
Полученные результаты записать.
Замеры с нагрузкой
Данный алгоритм действий будет отличаться от предыдущего, как и полученные результаты:
- Подключить щуп измерительного прибора к «+» контакта батареи.
- Выдержать время контакта – не более 6-8 секунд! Нельзя держать дольше, иначе может выйти из строя спираль.
Зафиксировать полученные результаты.
Показания (В) | >10,2 | 9,6 | 9 | 8,4 | <8,0 |
Заряд (процентов) | 100 | 75 | 50 | 25 | 0 |
Проанализировать состояние АКБ на основе всех результатов. Если без нагрузки заряд ниже нормы, то вероятно батарея не полностью заряжена либо произошло короткое замыкание в одной из банок.
Если с нагрузкой и без таковой, результаты измерения сильно разнятся один от другого, то возможно произошла поломка пластины, и АКБ не способно генерировать нужные токи. Скорее всего потребуется ремонт или покупка нового аккумулятора.