Сухие тормоза не замерзают, для блокировки деталей системы необходимо наличие воды или снега со льдом, которые, получив заряд тепла от нагретых механизмов, растают и стекут куда не следует. Проблема обнаружится морозным утром, когда машину не получится стронуть с места. Она будет зафиксирована любым количеством примерзших колёс, от одного до всех четырёх.
Содержание статьи:
Признаки примерзания
Основой всех признаков, которые может заметить водитель со своего места – это повышенное сопротивление движению. Оно может сказываться с попыткой машины изменить направление, задаваемое рулём или без неё:
- заднеприводный автомобиль практически невозможно тронуть с места, горит сцепление, глохнет двигатель;
- такую же машину удаётся заставить ехать, но впечатление в точности соответствует троганию с затянутым ручным тормозом, хотя его рычаг отпущен;
- при переведении рычага ручника изменено привычное сопротивление с его стороны;
- переднеприводная машина трогается с места, но только при повышенных оборотах, плавной работой сцеплением, а сзади доносится скрежет или визг, при взгляде со стороны заметно, что задние колёса не вращаются, а идут юзом;
- даже переднеприводной автомобиль или внедорожник иногда привести в движение не удаётся при всём старании.
Если такое происходит зимой, когда температура воздуха ниже нуля или она была такой ночью, то с большой вероятностью можно утверждать, что тормоза действительно замёрзли и удерживают автомобиль.
Необходимо прекратить все попытки и принять меры.
Что делать, если невозможно тронуться
Общий принцип борьбы с явлением, когда оно уже произошло – локальный разогрев мест замерзания. Конкретные же способы зависят от того, что именно примёрзло.
Примерзание колодок к дисковым тормозам
Лёд может образоваться в зазорах между накладками колодок дисковых рабочих тормозов любого колеса и самим диском.
Техника данного узла такова, что расстояние от колодок до чугунной или стальной поверхности минимально. Чтобы тормоза срабатывали быстро и без излишнего свободного хода, зазор составляет десятую долю миллиметра или чуть больше.
Для плотной припайки колодок к диску потребуется совсем мало воды. Достаточно проехаться по луже или растаять попавшему на суппорты снегу. Площадь контакта велика, при этом защиты нет никакой, колодки и диски открыты всем погодным и дорожным проявлениям.
Нагреть эти узлы достаточно сложно. Они для того и разрабатываются, чтобы интенсивно сбрасывать тепло. К тому же выбор конкретного способа обычно ограничен.
Воспользоваться можно самым быстрым и доступным из всего набора средств:
- мощный поток горячего воздуха, к тому же безопасный, создаёт промышленный фен. Но для его работы потребуется наличие в доступности сети переменного тока;
- ничего страшного не произойдёт, если использовать горячую воду, тормоза – не кузов, в движении они быстро прогреются и лишняя влага испарится;
- небольшое количество льда можно попробовать разрушить рывками автомобиля через трансмиссию, усилия должны быть небольшими, но частыми, короткими рывками, лёд надо не ломать, а заставлять растрескиваться, главное – вовремя прекратить эти попытки, если они не помогают, пожалев трансмиссию;
- тёплый воздух можно получить из выхлопной трубы самого автомобиля, если заранее запастись толстым гибким шлангом подходящей длины;
- при небольших отрицательных температурах можно использовать размораживатели и омывайку для замков и стёкол, но это не лучший способ, можно получить эффект смазки тормозов, входящими в их состав веществами, применять только если точно известен состав средства;
- расколоть лёд можно и механически, короткими резкими ударами через проставку по колодкам, доступ обычно имеется.
В более тяжёлых случаях придётся снимать колесо для получения удобного доступа к зоне воздействия любым из способов.
Колодки примерзли к барабану
В барабанных тормозах воды может накопиться гораздо больше, а непосредственного доступа к накладкам здесь нет. Тем не менее, подойдут все описанные способы для дисковых тормозов, но процедура скорее всего займёт больше времени.
Прочитай: Почему скрипят тормоза при торможении
При снятом колесе и отвёрнутых болтиках крепления барабана достаточно эффективно сработают удары изнутри по краю. Но осторожно, обычно барабан представляет собой изделие из хрупкого лёгкого сплава с залитым чугунным кольцом, края легко откалываются. Потребуется широкая деревянная проставка.
Гораздо безопаснее применить фен или горячую воду. В последнем случае не забыть просушить тормоза поездкой с прижатой педалью. Ручник лучше не затягивать.
Вполне безопасно использовать пропановую горелку при снятом колесе. Гореть там нечему, а результат будет быстрым.
Если прихватил ручник
Неприятное место для промерзания – тросики ручного тормоза. Выгнать воду оттуда сложно, поскольку вентиляция отсутствует, а при езде они не прогреваются. Лучшим решением будет после разогрева феном отправиться на замену тросов.
Если там скопилась вода, то это означает наличие коррозии, и в следующий раз заклинит ручник именно она, а не лёд, тогда никакие прогревы не помогут, только разборка узлов, что зимой с утра вместо поездки делать мало кто захочет.
Не надо забывать, что отказываться от использования ручника вообще небезопасно.
Как не нужно поступать
Не нужно пытаться применять силу, как свою, так и двигателя. Его мощности хватит, чтобы нанести автомобилю множественные повреждения с последствиями в виде дорого ремонта. При этом лёд в тормозах скорее всего сохранит свою монолитность. Действовать надо постепенно и терпеливо.
Не стоит применять крепкие солевые растворы. Лёд они удаляют, но способствуют быстрой коррозии. Моча, которую иногда советуют – это для юмора.
Как избежать примерзания тормозов в будущем
Перед постановкой машины на стоянку тормоза должны быть сухими, но не настолько горячими, чтобы в них образовался конденсат. Достаточно серии небольших торможений, при этом следует избегать заездов в лужи и жидкую грязь.
Тросики ручника надо поддерживать в смазанном состоянии, проводя эту небольшую профилактику перед зимним сезоном. А если обнаружится ржавчина – их следует безжалостно заменять.
Ручной тормоз необходим, никакой парковочный режим, который есть в автоматических коробках, его не заменит. Разве что иногда не стоит им пользоваться при переменчивой погоде, оставляя машину надолго. Лучше воспользоваться противооткатными упорами, которые надо иметь в машине обязательно.