Рулевая рейка представляет собой один из элементов управления рулевого управления автомобиля. Она принимает участие в повороте колес. В случае возникновения неисправности в данном узле, ухудшается управляемость автомобилем и повышается вероятность возникновения ДТП, а поэтому важно следить, чтобы рейка функционировала должным образом и выполнять своевременный ее ремонт.
Содержание статьи:
Принцип работы электрической рулевой рейки
В отличие от гидравлических, электрические рейки обладают достаточно простой конструкцией. На червячном вале монтируется шестерня, посредством которой передается усиление, поступающее от руля.
На сам же руле устанавливаются датчики, что реагируют на отклонения. Сигнал о последних передается с датчиком на рейку, а та, в свою очередь, перенаправляет его на усилитель. За счет этого существенно упрощается процесс поворота руля в необходимую сторону, что позволяет легко управлять автомобилем даже физически слабому человеку.
Отсутствие гидросистемы в таких механизмах является скорее недостатком, так как при возникновении каких-либо повреждений, к примеру, при ударе об дорожное покрытие, с большей долей вероятности придется осуществлять полную замену компонентов, так как они вряд ли будут подлежать восстановлению.
Однако есть у них и свои преимущества, одно из которых заключается в долговечности. Как правило, электрические модели изнашиваются значительно медленнее, чем гидравлические, что обусловлено отсутствием таких деталей как шланги, прокладки и сальники.
Также стоит отметить их более эффективную работу. Электрические модели отличаются повышенным коэффициентом полезного действия.
Кроме того, электросистемы не требуют периодического подлива масла, что упрощает их обслуживания и не требует регулярных финансовых вливаний.
Распространенные неисправности
Наиболее частыми причинами выхода из строя рулевой рейки с ЭУР являются:
- Износ элементов из-за продолжительного времени эксплуатации.
- Отход соединительных элементов системы усиления.
- Попадание жидкости внутрь системы.
- Ошибки в монтаже, неправильный ремонт или выбор низкокачественных запчастей.
Свидетельствовать о поломках могут такие симптомы как:
- Наличие масляных пятен, возникающих при стоянке авто.
- Появление посторонних звуков под капотом при вращении колес.
- Сильное биение рулевого колеса, что появляется не только на бездорожье, но и при езде на ровном дорожном покрытии.
- Проблемы в работе руля, заключающиеся в сложности его поворота.
Этапы восстановления рейки с ЭУР
Ремонт электрических реек осуществляется в следующей последовательности манипуляций:
- Предварительная диагностика.
- Полная разборка и последующая дефектовка всех элементов.
- Выполнение ремонта штока.
- Замена втулок и уплотнителей.
- Восстановление работы механизма червячной пары.
- Ремонт корпуса редуктора.
- Сборка агрегата.
- Финальная диагностика.
Конкретный перечень необходимых действий может слегка отличаться в зависимости от имеющихся неисправностей. Последние можно разделить на две основных категории – механические и электрические.
Ремонт механической части
Одна из самых распространенных механических поломок – стук при вращении руля или во время езды по неровной дороге. Такая неисправность может возникать в рейках любого типа, включая электрические.
Диагностику такой неполадки можно провести как на автомобиле, так и при снятии. В некоторых случаях добиться устранения посторонних звуков можно за счет регулировки гайки бокового поджима, либо путем замены ремкомплекта.
Также проблемой может стать подклинивание рулевого колеса, либо его отказ возвращаться в исходное положение после выполнение поворота. Как правило, такое происходит в случае искривления вала. Причины его деформации могут быть разные:
- ДТП.
- Наезд на бордюр.
- Попадание колесом в яму на высоких скоростях и пр.
К сожалению, деформированный вал не подлежит восстановлению, а поэтому единственный выход из ситуации – его замена.
Это интересно: Зачем нужен демпфер в рулевой рейке
Учитывая, что передача крутящего момента от электродвигателя усилителя происходит за счет ремня, причиной неисправности в работе данного узла может стать его разрыв. Точно также, как и ремень ГРМ, он обладает ограниченным ресурсом, а поэтому при долгой эксплуатации может попросту износиться.
Существенно ускорить его износ может попадание внутрь влаги и возникновение в рейке коррозии, из-за которой подшипник начинает заклинивать. Такие ситуации являются достаточно опасными, а поэтому требуют немедленного вмешательства.
Ремонт электрической части
Для нормальной работы рулевой рейки с элеутроусилителем руля требуется получение информации со множества датчиков. Если один из них выйдет из строя или будет передавать недостоверные сведения, это может отразиться и на работе рейке.
В поиске неисправного датчика поможет проведение компьютерной диагностики.
Также неполадки в электрической части могут возникнуть из-за короткого замыкания, которое происходит в случае попадания внутрь системы воды или влаги. Зачастую в таких случаях сгорают важные электрические компоненты, заменить которые будет непросто или даже невозможно.
Также рейка может работать неправильно из-за повреждений разъемов или проводов. Причиной разрыва последних может стать пересохшая изоляция, а повредить целостность разъема прилетевший с дорожного покрытия камень.
Калибровка системы
Чтобы рейка с ЭУР после ремонта функционировала должным образом, также важно ее правильно отрегулировать. Смысл калибровки заключается в том, что положение руля при движении автомобиля чисто по прямой должно соответствовать нулевому значению датчика поворота рулевого колеса.
То есть, основная задача регулировки – сделать так, чтобы «физический» ноль соответствовал «программному». Калибровка датчика руля выполняется посредством специального диагностического сканера.
С его помощью в электронные блоки прописывается актуальный параметр положения руля строго по прямой, а также крайние показатели положений руля в обе стороны.
Как избежать ремонта электрической рулевой рейки в будущем
Восстановительные работы реек с ЭУР могут обойтись недешево за счет необходимости замены дорогостоящих электронных компонентов, а поэтому лучше всего предотвратить подобные проблемы.
Для этого следует:
- Выполнять регулярную диагностику системы.
- Осуществлять своевременную замену пыльников при наличии заметных повреждений.
- В минусовых температуры не забывать прогревать жидкости ГУРа путем легкой прокрутки руля на месте.
- Преодолевать жесткие препятствия на минимальных скоростях.
Все вышеописанные действия позволят избежать ремонта ЭУР в будущем.