По существующему стереотипу шипеть может только воздух, выходящий под давлением из неплотностей пневматических устройств. И действительно, тормоза грузовиков и больших автобусов громко шипят, поскольку в них используется пневмопривод, но в легковых машинах привод тормозов гидравлический. Однако и там есть источники подобного звука, связаны они с вакуумным усилителем.
Причины шипения
Появление данного звука может быть, как признаком штатной нормальной работы вакуумного усилителя тормозов (ВУТ), так и неисправности. Разница в нюансах, а уточнение требует диагностики. Она достаточна проста, может быть проведена самостоятельно.
Беззвучная работа ВУТ возможна, но нет необходимости для разработчиков всегда к этому стремиться. Меры самые обычные – шумоизоляция моторного отсека, где расположен усилитель, а также доработка его типовой конструкции на уменьшение звука перетекающего под давлением воздуха.
Всё это повышает стоимость узла и автомобиля в целом, поэтому бюджетные машины имеют право немного шипеть при нажатии на тормоз.
Прочитай: Почему тормозные колодки изнашиваются неравномерно
ВУТ располагает эластичной диафрагмой, разделяющей его на две камеры. Одна из них находится под отрицательным относительно атмосферного давлением. Для этого используется разрежение, возникающее в задроссельном пространстве впускного коллектора.
Вторая при нажатии на педаль через открывающийся перепускной клапан принимает атмосферный воздух. Разница давлений через диафрагму и соединённый с ней шток создаёт дополнительное усилие, складывающееся с тем, что передаётся от педали.
В результате на поршень главного тормозного цилиндра будет приложена увеличенная сила, что облегчит нажатие и ускорит срабатывание тормозов как в служебном режиме, так и при экстренной ситуации.
Быстрая передача воздушной массы через клапан в атмосферную камеру и создаст шипящий звук. Он быстро прекращается по мере заполнения объёма и не является признаком неисправности.
Дополняется эффект «расходованием» части вакуума в усилителе и связанным с этим небольшим падением оборотов, если двигатель работал с закрытым дросселем. Смесь будет несколько обеднена за счёт перекачки небольшого количества воздуха из ВУТ во впускной коллектор. Это падение тут же отработается регулятором оборотов холостого хода.
Но если шипение будет непривычно долгим, громким, а то и постоянным, то это сообщит о наличии неисправности, связанной с разгерметизацией объёмов. Возникнет нештатный подсос воздуха в коллектор, что нарушит баланс работы системы управления двигателем.
Данный воздух не учитывается датчиками расхода, а показания датчика абсолютного давления выйдут за допустимые для данного режима пределы. Возможна реакция системы самодиагностики с высвечиванием аварийного индикатора на приборной панели, а обороты двигателя будут хаотически меняться, возникнут перебои и вибрации.
Как найти неисправность в тормозной системе
Методика диагностики причин нештатного шипения состоит в проверке вакуумного усилителя.
- Герметичность ВУТ такова, что он в состоянии отработать несколько циклов усиления (нажатия на педаль) даже при заглушенном двигателе. Это и проверяется.
Надо остановить мотор и несколько раз нажать на тормоз. Затем оставить педаль нажатой и снова запустить двигатель. При постоянном усилии от ноги, площадка должна опуститься на несколько миллиметров, что свидетельствует о помощи вакуума, возникшего во впускном коллекторе или заработавшего вакуумного насоса, если он используется на моторах, где разрежения не хватает в силу конструкции.
- Прислушаться к шипению со стороны узла. Если педаль не нажата, то есть клапан не задействован, звука быть не должно, как и утечек воздуха в коллектор.
- Продуть обратный клапан, установленный в трубопроводе разрежения от коллектора к корпусу ВУТ. Он должен пропускать воздух только в одном направлении. То же можно проделать и без демонтажа штуцера с клапаном. Заглушить двигатель с нажатой педалью тормоза. Клапан не должен пропустить воздух из коллектора, то есть усилие на педали не изменится.
- Прочие неисправности, например, прохудившаяся диафрагма (мембрана) ВУТ в современных автомобилях ремонту и отдельной диагностике не подлежат. Дефектный усилитель подлежит замене в сборе.
Уже упомянутые двигатели с дефицитом разрежения в коллекторе, например, дизельные, располагают отдельным вакуумным насосом. Его исправность проверяется по шумам при работе или инструментально, при помощи манометра.
Устранение неполадок
При отказе системы усиления тормоза будет работать, но эксплуатация такого автомобиля запрещена, это очень небезопасное состояние.
Непривычно возросшее сопротивление педали может нарушить отработанные реакции даже опытного водителя во внезапно возникшей потенциально аварийной ситуации, а начинающие не смогут полностью использовать всю эффективность тормозной системы, ведь потребуется создать очень большое усилие, чтобы механизмы отработали до момента включение ABS.
В итоге время срабатывания тормозов, как одна из составляющих процесса аварийного замедления, сильно повлияет на итоговый остановочный путь, где важен каждый метр до препятствия.
Ремонт состоит в замене деталей, вызывающих нештатную утечку воздуха. Их немного, это вакуумный шланг со штуцерами и обратным клапаном, а также непосредственно ВУТ в сборе. Прочие способы восстановления недопустимы. Надёжность тут превыше всего, а обеспечить её смогут только новые кондиционные детали.
Если проблема в усилителе, то его надо снять и заменить, не приобретая восстановленные узлы или дешёвые изделия малоизвестных производителей.
Узел несложен, но требует применения качественных материалов и отработанной технологии сборки, что не может быть обеспечено в условиях экономии на себестоимости.
То же можно сказать и о трубопроводе разрежения. Штуцер на коллекторе должен быть надёжно закреплён по заводской технологии, а не приклеен в гаражных условиях после отсоединения от старости.
Клапан и вакуумный шланг используются специально предназначенные для данной модели автомобиля с указанием совместимости по кросс-номерам.
Никакие универсальные ремонтные шланги не годятся, нужна определённая гибкость, химическая стойкость к парам углеводородов, внешним и тепловым воздействиям, долговечность. Замене подлежат также и уплотнения клапана и шланга. Нужны не герметик и изолента, а новые детали.