Подача топлива в автомобильный двигатель осуществляется посредством взаимодействия немалого количества конструкционных элементов топливной аппаратуры. Одним из таких выступает топливный насос.
Содержание статьи:
Предназначение топливного насоса
Топливный насос представляет собой компонент автомобильной конструкции, что несет ответственность за доставку горючего из бака в двигатель при постоянном давлении, тем самым обеспечивая стабильную работу ДВС.
Как и у множества других автомобильных деталей, со временем их эксплуатационные качества начинаются снижаться, из-за чего они выходят из строя и может потребоваться замена данной запчасти.
Место расположения
Данный насос всегда является частью топливной системы, однако размещение последней может отличаться в зависимости от производителя и конкретной марки авто.
По теме: Что делать если бензонасос в машине не качает топливо
Более точную информацию о его месте нахождения можно прочесть в инструкции эксплуатации транспортного средства.
Механические типы подобных насосов зачастую монтируются с наружной части бензобака, а вот электронасосы, как правило, устанавливаются внутри бака.
Классификация
Всего различают четыре разновидности топливных насосов:
- Бензонасос карбюратора. Выполняет лишь базовую функцию – транспортировку горючего в ДВС без повышения/понижения давления.
- Бензонасос инжектора. Помимо доставки, отвечает за повышение уровня давления в камере сгорания. Еще с его помощью определяется частота впрыска и количество подаваемой топливно-воздушной смеси.
- Топливный насос низкого давления. Просто доставляет дизель из бака.
- Топливный насос высокого давления. Функционирует по аналогичной схеме с инжекторным электронасосом.
В зависимости от типа предусматриваемого технологией привода, насосы для топлива можно разграничить на два вида, а именно: механические и электрические.
Первые практически не используются, а вторые можно встретить почти во всех современных агрегатах.
Устройство топливных насосов
В зависимости от типа двигателя, устройство насоса может существенно отличаться.
Механический карбюратора
Классический насос механического типа, что зачастую монтируется на цилиндрических блоках. Монтируется он посредством обыкновенных винтов.
Читайте также: Чем отличается Инжектор от Карбюратора
В основе работы такой системы лежит обеспечивающий движение кулачковый эксцентрик.
Конструкция этого насоса включает: корпус, пара клапанов, толкатель, пружину возвратную, рычаг и шток, фильтрационный механизм, мембрану.
Электрический инжектора
В свою очередь, электронасосы делятся на следующие группы:
- Вакуумные. Функционируют по тому же принципу, что и механические, однако в роли кулачкового эксцентрика здесь используется электрический привод.
- Роликовые. Предусматривают наличие в конструкции ротора со специализированными пазами, в которые и вставляются ролики. За счет последних обеспечивается движение топлива.
- Шестеренчатые. Обладают специальным ротором, выполненным в виде шестеренки, посредством которого осуществляется повышение и понижение давления.
- Центробежные. Рабочий узел подобных электронасосов представлен в виде колеса с лопастями, генерирующими завихрения, необходимые для подачи горючего.
- Плунжерные. Ключевым элементом в данной технологии являются плунжерные пары, вращение которых обеспечивается за счет кулачкового вала. Зачастую используются в дизельных ТНВД, реже – в бензиновых инжекторах.
Такие устройства используются не только в бензиновых ДВС, но и используются в качестве ТНВД в дизельных силовых установках.
ТННД дизеля
Они делятся на несколько категорий:
- Шестеренчатые.
- Роторные.
- Поршневые.
Их привод бывает механическим – от ТВНД, распределительного вала или коленчатого вала, либо электрическим – от интегрированного электромотора.
Подобные насосы выполняют единственную функцию – подачу топлива из бака в ДВС. На старых дизельных агрегатах в схожем качестве применялись насосы на механике, а вот современные модели оборудуются ТННД с электрическим приводом.
ТНВД дизеля
Делятся на три разновидности:
- Традиционные. Подача топлива происходит за счет плунжерных пар.
- Pump-dus. Имеют подкачивающее устройство, интегрированное в каждую форсунку.
- Common rail или аккумуляторная топливная система. Ее ключевое отличие заключается в наличии общей магистрали, по которой топливо подается к форсункам под очень высокой степенью давления.
Главным компонентом рабочего узла ТНВД являются плунжерные пары, что производятся из высокопрочной стали.
Они состоят из плунжера и поршня. Поверхность таких деталей тщательно обрабатывается, что обеспечивает герметичность примыканий и в то же время дает возможность поршню передвигаться внутри втулки.
Основные неисправности
Даже наиболее качественные модели топливных насосов обладают ограниченным ресурсом, по исчерпанию которого начинается их активный износ, после чего те нуждаются в замене. Зачастую она требуется спустя 200 тыс. км пробега или спустя 10 лет службы.
Причинами выхода насоса из строя могут стать:
- Разгерметизация корпуса.
- Заклинивание подвижных элементов.
- Выход автоматики из строя.
- Механический износ.
- Неисправности в работе бортового компьютера.
- Применение низкокачественного горючего.
Обслуживание и продление ресурса
Существенно повысить срок жизни топливных насосов можно, следуя этим советам:
- Использовать исключительно качественное горючее.
- Применять присадки цетанового числа, что снижают уровень жесткости работы двигателя, понижают его потребление и предупреждают возникновение отложений. В свою очередь, это благоприятно влияет и на насос.
- Предотвращать попадание воды и удалять ее в случае наличия с помощью вытесняющих присадок.
- Выполнять общую промывку камеры сгорания и топливной аппаратуры.
- Применять присадки к маслам для снижения количества серы в горючем, избыток которой способствует появлению коррозии.
Выполнение всех вышеперечисленных рекомендаций позволит продлить срок службы топливной системы и избежать дорогостоящего ремонта автомобиля в будущем.