Что делать если бензин поступает, искра есть, а двигатель не заводится

Многим известна избитая истина, что мотор заводится только тогда, когда есть чему гореть и есть чем поджечь. Но что делать дальше, когда элементарные проверки показали наличие в цилиндрах искры и бензина, знают уже далеко не все.

Некоторые причины вообще доступны только самым опытным спецам, вооруженным знаниями, опытом и солидным (соответственно, дорогим) набором диагностического оборудования. К счастью, такое происходит редко, есть достаточно типовые случаи.

Основные причины почему двигатель в машине не заводится

Рассмотрению подлежат все случаи, в которых мотор откажет в запуске. В том числе и отсутствие искры или топлива, поскольку если даже они и обнаружены в цилиндрах, то это никак без дополнительных проверок не означает соответствие их качественных и количественных характеристик нормативным.

Топливная система

Когда проверки показывают, что бензин все же поступает в зону горения (свечи в разной мере забросаны топливом), дело может быть в отклонениях подачи его топливной системой.

Известно, что поджечь смесь топлива с воздухом искрой можно лишь в относительно узком диапазоне концентрации. Идеальная смесь – стехиометрическая, примерно 14,7 к одному по массе соответственно атмосферного воздуха и бензина.

Больше бензина – смесь богатая, меньше – обедненная или бедная. Для уверенного пуска, особенно холодного мотора, потребуется обогащенный состав.

Топливо дозируется электронной системой управления двигателем (ЭСУД), а весь набор включает в себя насос с регулятором давления, калиброванные распылители (форсунки), датчики, следящие за расходом воздуха и температурой.

Любой элемент может отказать или работать с отклонениями. Смесь изменит состав, поджечь её невозможно, пуск не состоится. Потребуется поэлементная диагностика системы питания.

Прочитай:  Устройство и работа инжектора в автомобиле

Вся работа рассчитана на вполне определенное топливо. Но заправиться можно чем угодно, в результате воспламенение станет невозможным. И пока бензин не будет слит и заменен, самый исправный мотор оживить не получится.

Система зажигания

Примерно то же можно сказать и про искру между электродами свечи. Традиционно её проверяют, выкрутив и приложив к металлу блока, но это неполноценный способ.

Возникновение разряда в зазоре свечи зависит от нескольких факторов:

  • выходного импульсного напряжения системы зажигания;
  • состояния самой свечи, наличия утечек заряда по изолятору;
  • величины зазора между электродами;
  • давления в зоне разряда.

Последний фактор и дает принципиальную ошибку при проверке на искру. Извлеченная свеча может показывать уверенную искру, но в цилиндре при давлении в десяток атмосфер её не будет.

Заряд может стечь по изолятору или вообще никак себя не проявить. Проверяться надо на разряднике с зазором при нормальном давлении порядка 10 мм.

Напряжение возрастет до максимального, скажутся все проблемы в виде полуживых драйверов или пробитых катушек.

ГРМ

Фазы газораспределения задаются клапанным механизмом и его приводом. Если клапаны открываются и закрываются несвоевременно, а точность здесь составляет единицы градусов поворота коленвала, то запуск станет нестабильным или пропадет полностью.

Изменяются фазы по разным причинам. Может перескочить ремень или цепь на несколько зубьев, вообще срезаться или порваться, сорвутся шпонки, сломаются распредвалы. Проверить все это можно визуально или средствами мотор-тестера.

Компрессия

Небольшое изменение компрессии на запуске не сказывается. Но грубое падение не позволит цилиндру работать. Крайне редко это проявляется в виде отказа заводиться.

По теме: Что такое компрессия, детонация двигателя и на что она влияет

Чаще это происходит в отдельных цилиндрах, мотор «троит», но работает. Случаются и исключения, например, массовый загиб клапанов при сбитых фазах.

Датчики

Большинство датчиков обходится программой ЭСУД при отказах или неверных показаниях. Мотор заметит отклонения и перейдет на аварийную ветку программы.

Это сопровождается включением лампы проверки двигателя (горит «Чек» на приборной панели) и выдачей кода ошибки. Запуск затруднен, но возможен.

Не всегда, если это сопровождается дополнительными сложностями в виде иных неисправностей или просто низкой температуры, то мотор может отказать полностью.

Полностью запуск невозможен при отсутствии синхронизации, когда нет сигналов от датчиков коленвала и распредвала. Но в этом случае не откроются форсунки и пропадет искрообразование, что легко заметить.

Особенности запуска ДВС в зимний период

Главная проблема холодного пуска – плохое распыление и испарение бензина. Он конденсируется во впускном коллекторе и цилиндрах, не образуя в зоне искрового промежутка состав смеси нужной концентрации.

Поэтому приходится увеличивать количество бензина в цикловой подаче, что и производится по сигналу температурного датчика. Но у него тоже есть свои ограничения, при предельно низких температурах погрешность резко возрастает.

Для настройки пускового режима в граничных условиях приходится либо подбирать датчик по графику зависимости сопротивления от температуры, либо применять обманки в виде временно подключаемого резистора.

Вторая проблема связана с работой стартера. Он должен уверенно раскручивать двигатель до пусковых оборотов. Но этому мешает загустевшее масло в картере, а также падение отдачи охлажденного аккумулятора.

Малые обороты дают тот же эффект, что и падение компрессии, а низкое напряжение во время прокрутки может вызвать отказ или множественные ошибки ЭБУ.

Пусковые свойства товарных бензинов также различаются. Некоторые из них имеют фракционный состав с плохой испаряемостью, что ведет к обеднению смеси и проблемам с воспламенением.

Летом такое топливо работает нормально, а при сильных морозах двигатель не запустится без внешнего прогрева.

Иногда ошибки совершают и сами водители. Работа педалью газа при холодном пуске может привести к непредсказуемым последствиям. В карбюраторных машинах резко меняется состав смеси, а инжекторные могут отреагировать переходом в режим продувки цилиндров.

Оставить отзыв

К началу страницы