Самостоятельная замена подушек двигателя и опор КПП

Силовой агрегат автомобиля пока еще работает по принципу передачи энергии сгорания топлива через поршни, шатуны и кривошипы на коленчатый вал. Эта конструкция будет вибрировать при любой, самой качественной балансировке.

Передача высокого уровня виброускорений на кузов недопустима, поэтому между такими крупными узлами приходится ставить эластичные поглощающие подушки. Они принимают на себя значительную паразитную энергию, поэтому не могут служить вечно, постепенно опоры разрушаются и требуют замены.

Причины неисправности опор ДВС и КПП

Типичная эластичная опора состоит из двух корпусов или кронштейнов, к которым способом вулканизации или иным прикреплена относительно мягкая составляющая, непосредственно подушка.

Она может быть с гидравлическим наполнением в виде мембраны, клапанов и специального масла, или простой резиновой, но достаточно сложной по форме, чтобы работать в широком диапазоне частот и амплитуд взаимного перемещения кронштейнов.

Изнашивается в большинстве случаев именно резина. Она стареет со временем, деформируется от нагрузок со стороны массивного агрегата.

То есть ресурс будет определен как сроком службы, так и пробегом автомобиля. Заканчивается всё потерей демпфирующих свойств и жесткими металлическими ударами. В итоге двигатель в блоке с коробкой занимает нештатное и неестественное положение.

Как определить какая подушка износилась (левая, правая, задняя или передняя)

Для диагностики существует определенная методика:

  • собирается информация о появлении внешних признаков – стуков, перекосов агрегата, отклонений в работе навесного оборудования и элементов ходовой части;
  • визуально изучается положение двигателя и трансмиссии, углы наклона, касания деталями кузова;
  • осматриваются подушки, фиксируются разрывы материала, следы ударов, явно выраженные деформации, потёки жидкости;
  • приложением тестирующего усилия на подъемнике или смотровой яме при помощи рычагов и домкратов окончательно дефектуются неисправные опоры.

При износе одной опоры направление силы тяжести укажет на локализацию проблемы. Но отклонения всегда будут у нескольких деталей, поэтому тестировать надо каждую, вплоть до демонтажа и осмотра.

Подготовка инструментов и материалов

Профессионалы работают с подъемниками и гидравлическими трансмиссионными стойками. Но подушки – это скорее тот случай, когда домкрат и подставки не хуже, а в чем-то и удобнее. Есть быстрый доступ к верхней части подкапотного пространства.

Потребуется винтовой домкрат, он здесь наиболее эффективен, поскольку совмещает подъемные и надежно удерживающие функции. Но можно пользоваться гидравлическим или даже штатным. В таком случае обязательны регулируемые по высоте подпорки.

Инструменты используются из типового набора автомобилиста, это рожковые и накидные ключи, торцевые головки, трещотки, воротки. Для закисшего крепежа применяются проникающие смазки, в тяжелых случаях – пропановая горелка, молоток и зубило.

Замена опор двигателя

Работать следует с осторожностью, силовой агрегат массивен и способен нанести серьезные травмы, если получит ненужную свободу:

  • чтобы снять нагрузку с опоры, двигатель требуется поддомкратить, например, через промежуточную доску;
  • машина должна надежно зафиксироваться противооткатными упорами с обеих сторон каждого колеса, затянут ручник, включена первая передача;
  • домкратить можно как непосредственно силовой агрегат вблизи неисправной подушки, так и кузов, после чего под мотор ставится опора, а домкрат ослабляется;
  • подушка должна занять нейтральное положение, то есть упор в двигатель не доводится до поджатия её в противоположном направлении;
  • ослабляется крепеж, проверяется нейтральное усилие на подушке;
  • полностью откручиваются болты или гайки кронштейнов, двигатель поднимается до момента полного освобождения заменяемой детали;
  • устанавливается новая опора, мотор опускается, крепеж затягивается положенным моментом.

Если работе мешают какие-то навесные детали, то иногда проще их демонтировать, чем пытаться работать в ограниченном пространстве.

Замена опор КПП

Коробка жестко соединена с двигателем. Поэтому удерживающие её эластичные опоры работают точно так же, как и в случае мотора. Это единый силовой агрегат. Поэтому замена подушек на коробке не имеет никаких особенностей и выполняется точно так же.

Надо только следить за положением механизмов переключения, приводов передних колес и карданного вала, чтобы не вывести их на предельные углы и не разрушить.

Что делать если появилась вибрация после замены подушек мотора или коробки передач

Возможно совершить несколько ошибок при замене подушек:

  • на некоторых автомобилях положение двигателя можно регулировать перемещением кронштейнов подушек при установке, не всегда это соблюдается;
  • ошибки при подборе детали с заменой на неоригинал;
  • экономия на установке обычной опоры вместо штатной гидравлической.

Надо помнить, что подходящая по размерам деталь вовсе не обязательно обладает теми же характеристиками жесткости.

Опоры силового агрегата имеют прогрессивную зависимость демпфирующего усилия от частоты и амплитуды вибрации. Отклонения ведут к росту вибронагруженности по кузову и салону.

Оставить отзыв

К началу страницы