Система смазки автомобильного двигателя построена по принципу подачи жидкого масла во все пары трения деталей под давлением. После чего оно снова стекает в картер, откуда и забирается для следующего цикла прохождения по магистралям.
Содержание статьи:
Обеспечением оборота масла и созданием необходимого давления в системе занимается масляный насос, важнейшая деталь, предотвращающая практически мгновенный выход мотора из строя при пропадании смазки деталей под нагрузкой.
Где находится масляный насос в автомобиле
Чаще всего насос располагается в передней части мотора, сразу за шкивами привода вспомогательных агрегатов, но иногда и ниже, под коленвалом, в верхней части картера. В первом случае он приводится непосредственно от коленчатого вала, а во втором – цепью от его звёздочки или шестерёнчатой передачей.
К насосу крепится маслозаборник, отверстие которого с фильтром грубой очистки находится ниже уровня масла в картере, обычно даже в специально сделанном углублении.
Разновидности
Принципиально все насосы одинаковы, их работа заключается в захвате масла в определённую полость большого объёма, после чего эта полость перемещается, одновременно уменьшаясь.
За счёт свой несжимаемости перекачиваемая жидкость будет выдавливаться в выходную магистраль, а развиваемое давление будет зависеть от геометрических размеров, скорости вращения, расхода масла и работы регулирующего устройства.
По теме: Почему гудит гидроусилитель руля
В роли последнего выступает чаще всего обычный подпружиненный редукционный клапан, открывающийся при заданном давлении и сбрасывающий избыток масла обратно в картер.
По конструктивному исполнению автомобильные масляные насосы могут быть нескольких типов:
- шестерёнчатыми, когда пара шестерён вращаясь перемещает масло в полостях между своими крупными зубьями и корпусом насоса, синхронно подавая его от входного патрубка к выходному;
- роторного типа, здесь одна из шестерён с внешним зубом вложена в другую, с зубом внутренним, при этом оси обеих имеют смещение, в результате полости между ними за один оборот изменяют свой объём от нуля до максимума;
- плунжерные насосы шиберного типа менее распространены, поскольку точность и минимальные потери здесь несущественны, а объём оборудования больше, износостойкость плунжеров также ниже, чем у простой шестерёнчатой пары.
1 — главная шестерня; 2 — корпус; 3 — канал поступления масла; 4 — ведомая шестерня; 5 — ось; 6 — канал подачи масла к деталям двигателя; 7 — разделительный сектор; 8 — ведомый ротор; 9 — главный ротор.
Чаще всего используются насосы роторного типа, они просты, компактны и очень надёжны. На некоторых машинах их выносят в общий блок с балансирными валами, упрощая цепной привод на передней стенке двигателя.
Устройство и работа
Привод насоса может быть механическим или электрическим. Последний применяется редко, обычно это происходит в сложных системах смазки спортивных двигателей с сухим картером, где ставится сразу несколько таких узлов.
В остальных случаях насос чисто механический и содержит в своём составе всего несколько деталей:
- корпус, иногда достаточно сложной формы, поскольку одновременно является составной частью картера, в нём выполнена часть маслозаборника, посадочное гнездо переднего сальника коленвала, датчика положения и некоторые крепёжные элементы;
- приводная ведущая шестерня;
- ведомая шестерня, приводится во вращение от ведущей;
- редукционный регулирующий клапан;
- маслозаборник с фильтром грубой очистки (сеткой);
- уплотнительные прокладки между составными частями корпуса и его креплением к блоку цилиндров.
1 — насос; 2 — прокладка; 3 — маслоприемник; 4 — прокладка поддона; 5 — картер; 6 — датчик коленвала.
В работе применяется принцип непрерывности подачи масла с производительностью, определяемой скоростью вращения коленчатого вала.
Передаточное число привода и геометрия нагнетания подбираются таким образом, чтобы обеспечивать минимально необходимое давление в наихудших условиях, то есть при самом жидком разогретом масле и максимально допустимом его расходе через изношенные детали двигателя.
Если давление масла всё же упало, то это означает, что зазоры в системе вышли за допустимые рамки, производительности не хватает, двигатель нуждается в капитальном ремонте. На индикаторной панели зажигается соответствующий красный сигнал.
Как проверить масляный насос
Проверке без демонтажа подлежит единственный параметр – давление масла в системе. Для оперативного контроля на некоторых машинах имеется стрелочный индикатор и указывается минимально допустимая величина давления на холостых оборотах при разогретом масле. На этот же порог настраивается датчик контрольной лампы, это аварийный индикатор, поэтому имеет красный цвет.
Читайте также: Почему возникает ошибка P0172
Давление можно измерить внешним манометром, штуцер которого ввинчивается вместо датчика. Если его показания не соответствуют норме, то двигатель придётся разбирать в любом случае, виною тому общий износ или неполадки в насосе. На некоторых автомобилях может срезаться привод, но сейчас это крайняя редкость.
Снятый насос разбирается, и его состояние оценивается подетально. Чаще всего наблюдается износ зубьев роторов и шестерён, люфт осей, разбитые отверстия в корпусе, неисправности редукционного клапана, даже его простое засорение. Если отмечен износ, то насос в сборе заменяется на новый.
Неисправности
Основной проблемой в поиске неисправностей, вызвавших потерю давления, станет разделение износа насоса и двигателя в целом. Практически никогда не случается потеря, вызванная только насосом. Такое может быть только после неграмотно проведённого капитального ремонта, когда сильно изношенный насос не был заменён.
В остальных случаях вина заключается в износе вкладышей, валов, турбины, регуляторов, управляемых давлением масла, и дефектов нагнетающих магистралей. Двигатель направляется в ремонт, в ходе которого заменяется и масляный насос. Можно сказать, что специфических неисправностей в настоящее время не наблюдается.
Исключение может быть в разрушении привода и засорениях клапана и сетки грубой очистки. Но считать это поломкой насоса можно лишь условно.
Профилактика неисправностей заключается в соблюдении чистоты системы смазки. Масло надо менять вдвое чаще, чем предусматривается инструкцией, не использовать дешёвые сорта и контрафакт, а в моторах с неизвестным прошлым профилактически снимать поддон картера и очищать его от грязи и отложений с промыванием сетчатого фильтра маслоприёмника.