Основные причины потери мощности двигателя, почему мотор начинает «тупить»

Приемистость – способность автомобиля к быстрому разгону и мгновенной реакции на подачу газа. Снизиться она может в любой момент. Более подвержены проблеме автомобили с большим пробегом, но произойти это может и с совершенно новой машиной.

Все дело в разнообразии причин. Фактически к этому ведет большинство неисправностей не только двигателя, но и трансмиссии, перегрузы и даже ходовая часть. Но в основе явления – способности мотора.

Признаки падения мощности мотора

Признаки будут замечены водителем, который уже ездил на данном автомобиле. Ему есть с чем сравнивать. Новая в освоении машина может показаться «тупой», даже при полной исправности. Не все моторы одинаково хороши по отдаче. Их мощность ограничивается по соображениям экономии топлива и стоимости автомобиля.

Прочитай: Что делать если бензин поступает, искра есть, а двигатель не заводится

Потерю тяги можно заметить по ощущениям или приборам. Обычно водитель начинает подозревать, что машина уже не такая резвая и хочет в этом убедиться.

Для уточнения производится тестовый разгон в определенном диапазоне скоростей с переключением передач или на эластичность, то есть не переключаясь.

Отталкиваться от заводских показателей особого смысла нет, их определяют испытатели со спортивным опытом и на тщательно подготовленных экземплярах в идеальном состоянии на дорогах полигона. Повторить это сложно, поэтому желательно каждому проделать контрольный замер, когда к машине нет претензий, и зафиксировать показатели. Потом будет с чем сравнивать.

При резкой и сильной потере мощности вопросов не возникает. Мотор откровенно не тянет, следуют провалы, максимальная скорость недостижима в принципе. Здесь уже никакие тесты не потребуются.

Водители со спортивными наклонностями и мощными автомобилями могут посетить моторный стенд. Там на беговых барабанах будет выдано компьютером точное значение мощности. Но подавляющему большинству тратиться на это нет необходимости.

Почему снижается приёмистость двигателя, причины

Отдачу двигателя можно потерять, если выполнить одно из трех условий:

  • нарушить качественный и количественный состав смеси топлива с воздухом в цилиндрах;
  • опоздать или поспешить с моментом её поджигания;
  • внести изменения в организацию рабочего процесса двигателя.

Разумеется, это делается не умышленно и обычно даже без участия водителя. Возникают вполне конкретные неисправности или отклонения. Они зависят от типа мотора.

Но есть одна универсальная ситуация – в бак попало некондиционное топливо. Повод для сомнений – тяга пропала сразу после заправки.

Карбюраторные ДВС

Моторы с карбюратором конструктивно просты, а все потери тяги связаны с процессами смесеобразования и воспламенения от искры. Отсюда и типичные источники проблем.

  1. Смесь слишком богатая или бедная, то есть после засорения дозирующих элементов карбюратора или нарушения регулировок затруднено горение. Надо разобраться с избытками кислорода или бензина, но чаще просто снимают и разбирают карбюратор, проверяют все его системы, чистят, промывают, заменяют изношенные детали и прокладки, восстанавливают регулировки. Если прибор не очень старый, то это почти всегда помогает.
  2. Изменилась мощность искры или момент её подачи. Надо проверить трамблер, коммутатор, высоковольтные провода и свечи. Последние лучше сразу заменить, на подобных моторах они стоят совсем недорого.
  3. Более сложные моменты связаны с фазами газораспределения, компрессией, состоянием систем впуска и выпуска. К этому этапу переходят, если нет сомнений в питании и зажигании.

Простота карбюраторов обманчива. Именно у них случаются ситуации, ставящие в тупик даже профессионалов.

Отсюда рекомендация – каждые примерно пять лет надо менять карбюратор на новый. Это окупится за счет времени, которое тратится на изучение и устранение его отказов.

Инжекторный мотор

Двигатели с электронным впрыском бензина парадоксально проще в диагностике, реже теряют мощность и в целом ведут себя надежнее.

Снижение отдачи имеет те же корни, что у систем на базе карбюратора, но источники проблем другие:

  • смесь обедняется по вине форсунок и давления топливного насоса;
  • зажигание установлено жестко, корректируется программно, сдвиги происходят из-за нагара и некачественного бензина, свечи и катушки более надежны, выходят из строя только при больших пробегах без регламентных замен;
  • часто проявляется постепенная деградация датчиков, это дроссельный узел, лямбда-зонды, расходомер воздуха;
  • опасны неплотности во впускном коллекторе;
  • не всегда надежны нейтрализаторы на выпуске, повышающие сопротивление выхлопу;
  • особо можно отметить включение кондиционера, что сразу сказывается на тяге, карбюраторные моторы ими почти не оснащались.

При значительных отклонениях высвечивается лампа ошибки двигателя, после чего данные компьютерной диагностики позволят уточнить неисправность.

Дизельный двигатель

Особенность дизеля – сложная и чувствительная топливная система, а также наличие турбонаддува, без которого сейчас такие моторы почти не производятся.

Слабые места – форсунки высокого давления, топливный насос, датчики и исполнительные механизмы топливной рампы.

Дизели располагают увеличенными топливными фильтрами, которые надо регулярно заменять, соблюдая осторожность. В них может попадать вода, а через неплотности проникать грязь к насосу и форсункам.

Это показывает еще один важный аспект – обслуживание дизельной аппаратуры высокого давления можно доверять только профильным организациям. Последствия ошибок обойдутся очень дорого.

На выпуске эти моторы также усложнены. Здесь находятся многокомпонентные нейтрализаторы, обратные клапаны и сажевые фильтры. Некоторые имеют дополнительное питание мочевиной для снижения выбросов. Любые отказы приводят к потере мощности.

Диагностика сложна из-за многочисленных обратных связей, потребуются имитаторы узлов, подменные детали и специализированное оборудование.

Как увеличить приемистость простыми способами

Форсировка двигателей в целом сложна и затратна. Но небольшой процент в динамике можно выиграть за счет мощностного чип-тюнинга.

Это заливка в блок управления программы, которая реализует заложенные, но не используемые резервы конструкции. Можно снизить экономичность и экологический класс мотора, но добавить мощность. Заодно сняв или подняв ограничение по максимальным оборотам.

Вместе со специальными узлами впуска и выпуска, снижающими сопротивление газам, это даст загрязняющий окружающую среду, шумный и менее долговечный мотор, но при этом на десяток процентов более приемистый.

Как это выглядит с точки зрения морали, правопорядка и здравого смысла – к сожалению, каждый решает сам. Пока не попадется.

Оставить отзыв

К началу страницы