Как устроен топливный бак в машине

Несмотря на значительный прогресс в области альтернативных источников энергии для транспорта, ничего более компромиссного по всем вопросам, чем жидкое топливо, пока не придумано, где хранилищем этой энергии выступает топливный бак.

В нем содержится бензин или дизельное топливо, обеспечивающие такой важный параметр автомобиля, как запас хода между заправками.

Что из себя представляет топливный бак в автомобиле

Данная крупногабаритная деталь, самая большая в топливной системе, далеко не так проста, как многие считают.

Он отличается от обычной канистры или бочки наличием нескольких дополнительных функций, важных для безопасности, бесперебойного снабжения мотора, а также удобства возобновления запаса энергии:

  • пригодность для оптимальной компоновки в составе шасси и кузова автомобиля;
  • сочетание максимально возможной емкости с минимальным отниманием полезного объема у общей конструкции;
  • безопасность в отношении утечек при повреждениях в ДТП или на дорожных неровностях;
  • долговечность и коррозионная стойкость;
  • отсутствие вредных испарений в пространство кузова и окружающую среду;
  • максимальная скорость заправки топливом;
  • минимум влияния на состав хранимого горючего;
  • содержание в себе элементов системы питания.

В легковых автомобилях гражданского назначения обычно имеется одиночный топливный бак. Два и более применяются в машинах специального или двойного назначения, что повышает надежность, а также упрощает компоновку при вынужденно больших объемах перевозимого горючего.

Место расположения

У конструкторов автомобилей, разработанных примерно до последней трети прошлого века, вопросов с размещением емкости для бензина не возникало. Его или ставили поближе к мотору, вплоть до полного избавления от топливного насоса или помещали в багажник.

Прочитай: Что делать если неправильно показывает датчик уровня топлива

Затем наступило время повышенного внимания к безопасности и экологичности транспорта.

Усредненный автомобиль последующих поколений располагает баком в области задней оси. Чаще всего под подушками блока сидений второго ряда или под полом багажника.

В последнем случае между топливом и задним габаритом автомобиля должна быть достаточная прочная, но программировано сминаемая зона на случай удара в задний бампер.

Любые элементы системы питания, содержащие горючую жидкость или её пары, не должны терять герметичность при аварии. В то же время пассажиры в салоне отделяются от бака прочным металлом пола кузова, что дополнительно их защитит, если бак все же будет поврежден.

Топливопроводы также проходят под кузовом, не контактируя с пассажирским или багажным отсеками.

Компоновка автомобиля вынуждает проводить снизу под баком трубы системы выхлопа. Приходится обеспечивать изоляцию для предотвращения перегрева топлива.

Иногда вместе с ней устанавливается дополнительная защита от потоков абразивов и гравия со стороны дороги. Она же спасает от возможных ударов.

У внедорожников принимаются меры для расположения баков над нижними поверхностями лонжеронов и поперечин рамы.

Категории бензобаков

Бензобаки различаются по объему, форме, назначению и материалам изготовления. Достаточно простые по форме, цилиндрические и прямоугольные, ставятся на грузовики, места там обычно достаточно.

Они вмещают большое количество дизтоплива или бензина, часто дублируются по обе стороны от рамы, снабжаются клапанами и устройствами для перетока топлива.

Нечто подобное можно встретить и на внедорожниках, изначально разрабатываемым для армейского использования.

Более сложные по форме ставятся на легковые машины. Иногда их настолько трудно вписать в конструкцию кузова, что выполнить их из стали в серийном производстве слишком дорого, используются пластики.

Устройство

Бак представляет собой герметичную, относительно толстостенную емкость из инертного к воде, газам и топливу материала.

Материал изготовления

Применяются три вида исходного вещества – сталь, алюминиевый сплав и пластик. В первом случае принимаются меры от коррозии, чаще всего покрытие свинцом или цинком. Снаружи изделие грунтуется и окрашивается.

По теме: Из-за чего машина жрет много топлива

Алюминий используется редко, он имеет малую удельную массу, но низкую стойкость к внешним воздействиям. Массово применяется пластик.

Чтобы предотвратить пропитывание углеводородами, используют двухслойные стенки.

Основные узлы

Примерный состав большинства серийных изделий:

  • заливная горловина, может быть выполнена под крышку или под отрезок шланга, соединяемого с горловиной кузова;
  • корпус из нижней и верхней штампованных частей, соединяемых сваркой;
  • патрубки дренажа и вентиляции;
  • питающие и обратные штуцеры;
  • располагаемые внутри в едином модуле бензонасос, фильтры тонкой и грубой очистки, датчик указателя уровня.

Реальные конструкции могут включать дополнительные элементы, особенно по мере усложнения систем управления двигателем и экологичностью автомобиля.

Система вентиляции

Как при заправке, так и по мере расходования горючего необходимо обеспечивать перетекание воздуха внутрь и наружу. Во втором случае работает дренаж, через который вытесняемый воздух выходит в атмосферу.

Основная система вентиляции включает патрубки, расположенные в верхней части. К ним подсоединены шланги, обеспечивающие поступление воздуха по мере ухода топлива, а также выход паров при изменениях температуры.

Работают внешние устройства обеспечения чистоты. Пена отделяется в сепараторе, а пары бензина пропускаются через управляемый электроникой угольный фильтр-адсорбер. По мере наполнения он продувается во впускной коллектор.

Продолжение: Почему при открывании крышки бензобака слышно шипение воздуха

В эту же систему встроен гравитационный клапан, перекрывающий шланги в случае опрокидывания автомобиля. Горловина закрыта герметичной пробкой, она же перекрывает и заправочный дренаж.

Уход за топливным баком

Следить надо за сохранностью покрытия бака снизу. Изношенное антикоррозийное покрытие надо возобновлять. Изнутри в баке могут накапливаться продукты коррозии и грязь, попадающая с топливом.

Очень опасна вода, конденсирующаяся при перепадах температуры из воздуха. Полностью она не уходит через топливную систему, вызывая внутреннюю коррозию.

Поэтому бак рекомендуется периодически снимать, промывать, высушивать и обрабатывать снаружи по технологии защиты металла.

А для профилактики – заправляться гарантированно чистым бензином и стараться не ездить с пустым баком.

Оставить отзыв

К началу страницы