Один из немногих приборов, присутствующих уже много лет на всех автомобилях – это указатель уровня топлива в баке. Может отсутствовать тахометр или спидометр, термометры и манометры, но информация об остатке горючего доносится всегда. Внезапно остаться без бензина, да ещё и не сразу понять в чём дело, никому не захочется.
Содержание статьи:
Особой точностью этот индикатор не обладает, доверия тоже не вызывает, но к этому все привыкли. Отказ или откровенно неверные показания могут вызвать растерянность, хотя в большинстве автомобилей этот прибор прост и позволяет самостоятельную проверку и ремонт.
Месторасположение датчика уровня топлива
Устройство состоит из непосредственно датчика, расположенного в топливном баке и индикатора, отображающего информацию на приборной панели.
Между ними имеется электрическая или электронная связь по проводке с питанием, разъёмами и предохранителями. Отсюда и достаточно типовые неисправности, подобные всем прочим узлам бортового электрооборудования.
При первом взгляде на извлечённый из топливного бака узел, может показаться, что датчик слишком сложен и занимает много места.
Дело в том, что его обычно объединяют в единый модуль с электрическим бензонасосом и двумя фильтрами тонкой и грубой очистки. К сожалению, иногда и замена предусмотрена только в сборе. Но такие ограничения давно научились обходить.
Принцип работы
Зная форму бензобака, можно с приемлемой точностью оценить остаточное количество топлива по его уровню относительно дна ёмкости.
Это и используется, фактически все приборы замеряют не объём бензина, а его уровень в баке. Способы конкретной реализации могут различаться.
Электронный датчик
Электронным можно считать любой тип датчика, где присутствует дополнительная обработка сигнала. Это могут быть устройства как весьма совершенные, основанные на ультразвуковом облучении внутренней полости бака, замерам объёмной электрической ёмкости, так и вполне простые, но основанные на бесконтактной передаче информации о положении поплавка посредством магнитного поля.
Прочитай: Для чего нужно одевать резиновый трубки на пружины автомобиля
Как правило, данные электронных датчиков обрабатываются на месте, встроенной микросхемой, после чего поступают в единую информационную сеть автомобиля.
Откуда и выбираются контроллером приборной панели с отображением на дисплее перед водителем в удобном цифровом или графическом виде.
Трубчатый прибор
Трубчатый датчик также является разновидностью поплавкового, немного отличаясь по практической реализации. В нём имеется поплавок и его направляющая трубка, в которую поступает бензин и образует границу по уровню.
Остановившийся на ней поплавок касается своим токоотводом нити из сплава с высоким нормированным электрическим сопротивлением.
Высота будет пропорциональна выходному току датчика при стабильном питающем напряжении. К сожалению, точность невысока, поскольку зависит от высоты бака. На современных машинах ёмкости для топлива наоборот, стремятся выполнить максимально плоскими.
Поплавковый ДУТ
Среди всех выделяется датчик, наиболее широко распространённый в силу своей простоты и универсальности при приемлемых точности показаний и долговечности.
Поплавок в таком ДУТ связан с относительно длинным рычагом, который соединён с движком переменного проволочного резистора – потенциометра.
Перемещаясь вслед за уровнем топлива, поплавок двигает рычаг, вызывая изменение сопротивления потенциометра. Протекающий через него ток заставляет отклоняться стрелку индикатора на панели на нужную величину.
Остаётся лишь проградуировать шкалу не в сантиметрах уровня, а в литрах объёма или даже проще – в относительных дробных единицах от полного бака.
Почему неправильно показывает датчик уровня топлива
Электронные приборы редко ломаются, в них почти нет изнашивающихся частей. Чаще всего случаются проблемы с проводкой, разъёмами и питанием. Благодаря присутствию самодиагностики, ошибка фиксируется, что приводит к включению контрольной лампы.
Это надо знать: Из-за чего машина жрет много топлива
Классический поплавковый ДУТ страдает преимущественно двумя проблемами – низкой точностью и износом потенциометра поплавка. К первому быстро привыкают, знать остаток с точностью до литра мало кому необходимо.
А вторая неисправность быстро приводит к рывкам стрелки при движении или замирании её на одном из крайних положений шкалы индикатора.
В зависимости от характера неисправности:
- электрический обрыв цепи;
- замыкание на плюс питания;
- замыкание на корпус автомобиля (массу);
- нештатное изменение сопротивления резистора.
Не исключается также и механическая проблема. Например, пропитывание топливом поплавка, после чего он уже не сможет держаться на поверхности или задевание его за элементы узла бензонасоса.
Методы проверки ДУТ
Для исследования типового датчика с поплавком и потенциометром вполне достаточно обычного мультиметра, цифрового или стрелочного.
1 способ
Можно измерить выходное напряжение ДУТ, подключив мультиметр в режиме вольтметра между сигнальным проводом разъёма и массой.
При перемещении поплавка напряжение должно меняться, а стрелка панели отклоняться от пустого бака к полному. Более надёжно будет измерять не напряжение, а ток сигнального провода, но для этого придётся обеспечить его разрыв для подключения миллиамперметра.
Для грубой оценки достаточно замыкать сигнальный провод вручную на массу. Стрелка должна реагировать. Иначе возможен обрыв в цепи указателя.
2 способ
Если переключить мультиметр в режим измерения сопротивления, то можно проверить ДУТ как обычный переменный резистор. В крайних положениях поплавка его сопротивление должно изменяться от 10-20 Ом до 200-300.
Причём при плавном перемещении рычага меняться оно также должно плавно, без скачков и провалов. Питание при этом должно быть отключено снятием разъёма.
Ремонт указателя уровня топлива
Если нарушена проводка, то ремонт производится традиционными методами выявления проблемного участка прозвонкой, восстановления контакта и изоляции проводов.
Теоретически можно восстановить примерно теми же методами и сам датчик, но только в ограниченном числе случаев, при нарушениях в подводящих проводах.
Восстанавливать высокоомную обмотку потенциометра бесполезно, недорогой датчик подлежит замене на новый. Это относится и к поплавку, ДУТ приобретается в сборе с рычагом.
Прочая электроника требует обращения к профессиональному диагносту. Особенно при электронном обмене через шину данных. Потребуется диагностическое оборудование и навыки работы с бортовой сетью.
В меньшей степени это касается стрелочного индикатора приборной панели, но туда при недостатке опыта тоже лучше не вмешиваться. Есть риск получить мерцающие отказы многих других приборов.
Замена же датчика в баке потребует только внимания и аккуратности. Особенно при соблюдении мер противопожарной безопасности и герметизации фланца модуля бензонасоса.