Электроника автомобиля умеет поставлять массу полезной информации водителю через световые и звуковые индикаторы на приборной панели. Они могут быть количественными, то есть через цифровые табло или стрелочные приборы, а также качественными – посредством подсветки пиктограммы лампочкой или светодиодом. Последние также выводятся и более современным способом в виде отображения того же значка на матричном дисплее, полностью аналогичном экрану компьютера или планшета.
Содержание статьи:
Что значит желтый значок Check Engine на приборной панели
Существует принцип цветового кодирования сигналов, посредством которого водителя призывают уделить внимание экстренно или просто принять тревожную информацию.
Первые светятся красным, а вторые жёлтым, существуют и другие цвета, например, зелёный, белый или синий показывает, что просто работает какая-то функция.
По теме: Почему горит ЧЕК, что делать, можно ли ехать и как его потушить
Двигатель и некоторый сопряжённые с ним узлы, управляемые общим компьютером или их сетью, снабжены системой самодиагностики. Она непрерывно контролирует все текущие параметры работы, а также выполняет проверки доступных ей датчиков и исполнительных механизмов.
При обнаружении отклонений вырабатывается так называемый код ошибки, а на панели высвечивается жёлтая пиктограмма, напоминающая двигатель в профиль. Название сигнала Check Engine буквально призывает к инструментальной проверке двигателя.
Основные причины появления индикации «Чек» после заправки
Мотор рассчитан на вполне определённое топливо, как по особенностям его воспламенения и горения, так и по химическому составу. Не всегда всё это при реальной заправке соответствует ожиданиям программы управления.
Некачественное топливо
Качество бензина в первую очередь определяется его октановым числом. Если оно окажется ниже необходимого, то при горении будет возникать детонация – аномальное по скорости распространение фронта пламени, больше напоминающее действие бризантных взрывчатых веществ.
Данный эффект может быстро разрушить двигатель, поэтому блок управления рассчитан на борьбу со взрывной волной.
Возможностей у него две – изменить состав смеси и уменьшить угол опережения зажигания. Причём в довольно узких пределах, иначе это полностью нарушит баланс системы. Соответственно и приемлемый диапазон по октановому числу ограничен.
Как только блок понимает, что не справляется, он тут же поступит стандартным образом – перейдёт на аварийную ветку программы и высветит сигнал чека с занесением кода ошибки. Сбрасывать коды бесполезно, надо менять топливо.
Нагар на свечах зажигания
Некачественный бензин может содержать разного рода примеси. При горении они начнут откладываться на изоляторе и электродах свечей в виде нагара самых разнообразных структур и цветовых оттенков.
Такая свеча нормально работать не сможет, возникнут пропуски воспламенения, что блок управления тут же отметит по колебаниям крутящего момента и высветит всё тот же чек.
Проблемы с высоковольтными проводами
Если у неработоспособной свечи начнутся затруднения с пробоем искрового промежутка, то выходной каскад мощного драйвера, состоящего из полупроводникового ключа и катушки-трансформатора, будучи по природе генератором тока, начнёт повышать напряжение в импульсе.
Оно быстро дойдёт до предела изоляции, пробьёт её, после чего высоковольтные провода или катушки уже нормально работать не смогут. Придётся заменить не только бензин, но и элементы вторичной высоковольтной части системы зажигания.
Засоренные форсунки
Далеко не всегда имеющийся в топливной системе фильтр способен справиться с грязью и водой, попавшими в бак вместе с контрафактным топливом.
Самое узкое место, где эти примеси принесут максимальный вред – это распылители и клапаны топливных форсунок.
Производительность инжекторов снизится, а при постоянном давлении в топливной рампе компьютер может внести коррекцию только длительностью открытия, конечно же в ограниченном диапазоне. Если корректировка не помогает, что будет замечено по данным кислородного датчика, выдается код ошибки с уже известной индикацией.
Неисправный бензонасос
То же произойдёт, если топливный насос, расположенный в бензобаке, уменьшит свою производительность. Он работает в бензине, им же и смазывается.
Если вместо штатной смазки в него попадёт грязь, электромотор перегрузится и уже не сможет создавать положенного давления.
Аналогичный эффект даст и засорение фильтров, расположенных в модуле насоса или в топливной магистрали. Дальше всё сводится к описанному случаю засорения форсунок.
Можно ли продолжать движение если горит «Чек»
Электроника двигателя вполне способна в большинстве случаев предотвратить немедленное разрушение мотора. Но к случаю попадания в бак неизвестного вещества вместо нормального бензина это отнести нельзя.
Поэтому если сигнализация появится сразу после заправки, то лучше прекратить движение и заняться диагностикой двигателя.
Иначе имеется существенный риск не только увеличить стоимость последующего ремонта, но и снизить оставшийся ресурс агрегата, а при наличии чека заправки и иных доказательств можно возложить компенсацию расходов на продавцов некачественного бензина.