Почему залегают поршневые кольца и как победить масложор

Ресурс автомобильного двигателя обычно гораздо больше значения в 200 тысяч километров пробега в нормальных условиях эксплуатации. Но при подобных сроках службы, а часто и раньше, могут проявиться первые признаки неполадок, в частности, перерасход моторного масла.

Одна из причин – не запредельный износ, а залегание, то есть потеря подвижности поршневых колец.

Из-за чего залегают поршневые кольца

Кольца предназначены для уплотнения пары поршня и стенки цилиндра. Обычно их три – два компрессионных и одно (нижнее) маслосъемное.

Роль последнего состоит в снятии излишков поступающего из картера моторного масла с отправлением их обратно в масляную ванну. Именно оно и страдает в первую очередь от потери подвижности.

Причины такой аномалии хорошо известны:

  • применение некачественных масел;
  • нарушения теплового режима из-за неисправностей системы охлаждения, злоупотребления режимами большой мощности и несоблюдения правил прогрева мотора;
  • общее загрязнение системы смазки;
  • неудачная конструкция, не всегда меры по исключению закоксовки у разработчиков стоят на первом месте;
  • сильный износ цилиндров и колец.

Результатом станет образование твердых отложений в конструктиве кольца, канавок в поршне и отверстий для слива масла. Кольцо потеряет подвижность и перестанет уплотнять цилиндр.

Если речь идет о маслосъемном, то излишки смазки будут поступать к верхним, которые плохо приспособлены для их отвода. Масло станет проникать в камеру сгорания, образовывать дополнительный нагар и расходоваться выше нормы.

Продолжение: Как определить масложор в двигателе за 5 минут

Признаки наступления этой стадии деградации двигателя схожи с износом цилиндропоршневой группы, хотя последнего еще и не наступило.

Признаки неисправности

Водитель начинает замечать, что уровень в картере требует пополнения не в привычном темпе. На хороших моторах данная операция вообще не требуется, запаса между метками на щупе хватает от замены до замены.

Тут надо оговориться, что понятие хорошего мотора чисто условное, особенности многих агрегатов таковы, что долив масла все же требуется чаще, но это штатное явление.

Что тут считать приоритетом – характеристики двигателя по отдаче и экономичности или отсутствие сильного угара, вопрос спорный.

Турбомотор малого объема и большой мощности, в котором установлены низкие поршни и тонкие кольца с целью снижения потерь на трение, не в состоянии удерживать угар с той же эффективностью, как агрегаты предыдущих поколений. Хуже они от этого не становятся, хотя не всем такое нравится.

Неисправностью можно считать не абсолютные цифры расхода на угар, а их изменение в ходе эксплуатации.

Признаки проявятся постепенно:

  • масло придется доливать несколько раз между заменами;
  • дымление из выхлопной трубы усилится, цвет характерный смешанных серых и синих оттенков;
  • внутренняя поверхность выпуска зарастает нагаром;
  • срок службы свечей сокращается, на них видны следы сгоревшего масла;
  • падает компрессия, но тут вопрос сложный, иногда она может даже возрасти из-за обилия масла между поршнем и цилиндром, потребуется специальная методика тестирования;
  • упадет мощность, вырастет расход топлива, ухудшатся пусковые характеристики.

Игнорировать ситуацию нельзя, нагар опасен для еще не затронутых деталей мотора.

Чем данная ситуация опасна для ДВС

В первую очередь пострадает механика двигателя. Частички нагара обладают достаточной прочностью, чтобы наносить царапины на детали, которые для нормальной работы должны иметь гладкую поверхность и строго заданные геометрические параметры.

Мельчайшие включения не задерживаются фильтром и наносят вред всем узлам через систему смазки.

Снижение уровня в картере может быть не замечено вовремя, что приведет к масляному голоданию в критических режимах. Пострадают подшипники коленчатого и распределительных валов, прочие узлы трения. Возрастет температура, что еще больше усугубит ситуацию.

В камеры сгорания поступает нештатный продукт, могут возникать пропуски воспламенения или наоборот, калильное зажигание.

Портятся клапаны, выпускная система, забивается дорогостоящий катализатор. Свечи резко теряют ресурс. Страдает практически каждая деталь мотора. Ситуацию надо срочно исправлять.

Действия при залегании поршневых колец в моторе

К сожалению, единственный действенный способ устранения проблемы – полная переборка мотора, практически капитальный ремонт, особенно в запущенных случаях.

Но в некоторых случаях, пусть кратковременно, может помочь раскокосовка, то есть восстановление подвижности колец удалением нагара без разборки агрегата.

Механическая раскоксовка

Данный случай раскоксовкой, как таковой считать нельзя. Фактически это ремонт. Мотор разбирается, извлекаются поршни, с них снимаются кольца, все очищается и моется.

При этом нет смысла снова собирать все обратно без замен. Гораздо логичнее обновить мотор после диагностирования деталей, оценки их износа.

Как минимум, кольца следует заменить, если износ поршней и цилиндров не присутствует. Но в типовом случае устанавливаются новые поршни, кольца, цилиндры растачиваются в ремонтный размер или гильзуются. Это обычная схема капитального ремонта.

Химическая раскоксовка

Для обработки нагара химическими средствами разбирать двигатель не потребуется. Приобретается одно из многочисленных средств для раскоксовки, выбор обусловлен изучением отзывов в сети или рекомендациями специалистов (лучше не на сайте производителя конкретного средства).

Оптимальным выбором будет состав пенного типа в баллончике под давлением.

Строго по инструкции средство вводится через свечные отверстия в цилиндры, производятся все необходимые выдержки и повторные операции. Теоретически растворители нагара проникают к кольцам и удаляют отложения.

На практике им будет очень сложно это сделать, маслосъемные кольца труднодоступны, тем более их канавки и сливные отверстия.

По теме: Что такое раскоксовка двигателя и чем ее лучше сделать своими руками

Но иногда эффект появляется. Мера временная, поскольку полностью устранить прочные отложения нереально. Кольца быстро залягут снова. К тому же у всех составов разная эффективность.

Раскоксовка присадками для топлива и масла

Моющие средства можно вводить в состав масла или горючего.

В первом случае они уже представлены во всех товарных продуктах, но стремление потребителя усилить воздействие моющих присадок заставляет покупать дополнительные пакеты. Вопрос веры и надежды, в общем случае эффективность сомнительная.

То же касается и бензина. Есть сорта, содержащие профилактический набор моющих присадок. Надеяться на их ремонтный эффект наивно.

Хотя бы потому, что бензин никак не может при нормальной работе двигателя попасть в зону закоксованных колец. Но и полностью бесполезными эти «заряженные» виды топлива назвать нельзя.

С одной оговоркой – потребуется регулярное и постоянное применение, пока с мотором еще все нормально.

Как не допустить закоксовки колец в будущем

Для профилактики преждевременного залегания (в долгосрочной перспективе оно неизбежно) следует перечитать вышеуказанные причины его появления.

То есть использовать качественные рекомендованные изготовителем масла, не допускать экстремальных режимов эксплуатации и чаще, чем рекомендовано, менять масло.

Грамотно обслуживаемый и бережно эксплуатируемый двигатель отработает свой заложенный ресурс и износится штатно, а не ускоренно по причине залегания колец.

Оставить отзыв

К началу страницы