С такой неприятностью, как гидроудар силового агрегата, знакомы многие владельцы собственного транспортного средства. Однако не каждый ясно понимает, о чем конкретно идет речь, а ведь от такой проблемы никто не застрахован и езда по лужам приближает вероятность встретиться с худшим. В большинстве случаев виновником является сам водитель, но нельзя исключать случаи, когда объездного пути, кроме как по воде, нет, тогда приходится рисковать и наедятся на лучший исход событий.
Содержание статьи:
К чему это может привести, читайте ниже.
Что такое гидроудар двигателя
Выражаясь по-простому, это ситуация, когда влага попадает во внутреннюю (верхнюю) полость цилиндра, прямо в камеру сгорания. Хотя туда могут попасть и другие жидкости, но виновницей трагедии является именно влага. Собственно, поэтому это явление и называется гидроударом.
Влага в большом количестве не способна сжаться и после того как она проникла в цилиндр, формируется водяная пробка, а такое препятствие поршни не могут осилить.
Из-за жидкости в цилиндре силовой агрегат резко останавливается, что сопровождается настоящим ударом. Запускать ДВС повторно нельзя, иначе шатуны будут окончательно добиты.
Причины возникновения
Если мотор еще в исправном состоянии, то причин проникновения воды всего две:
- Водитель преодолевает водное препятствие на автомобиле с высокой скоростью. Жидкость легко попадает в воздушный фильтр. Оттуда она всасывается в полость впускного коллектора, а далее – цилиндры.
- Транспорт вынужден заезжать в водную преграду с ее высоким уровнем, причем настолько, что влага легко проникает во внутреннюю полость воздушного фильтра. Куда она поступает далее, уже известно.
В других случаях возникновение гидроудара обусловлено внутренними неисправностями. К ним можно отнести разрушение металлического канта, где находится прокладка головки блока цилиндров, а также раскол самого блока двигателя или ГБЦ.
Через эти места проникает охлаждающая жидкость. Во время работы двигателя, этого не произойдет, поскольку она непрерывно циркулирует в системе. Однако, стоит заглушить мотор и дать ему какое-то время отстояться, есть высокая вероятность, что жидкость станет просачиваться сквозь трещину.
Если трещина еще малых размеров, то ситуация пока не критичная. Выявить неисправность можно уже по запаху, который исходит из выхлопной системы.
Также уровень тосола или антифриза в бачке будет меняться, что должно насторожить. Риск возникновения гидроудара будет расти, когда из трубы начнет выходить белая, густая дымка и одновременно с этим заметно падает уровень тосола (антифриза).
Читайте также: Мочевина для дизеля, зачем нужна, состав и работа системы SCR
Выход из строя турбины тоже становится причиной гидроудара. В ряде случаев это происходит вследствие заводского брака или по другим причинам. Только в камеру сгорания попадает не влага, а масло. К счастью такая неприятность случается крайне редко.
Последствия
Возникновение гидроудара может привести к различным неисправностям мотора. Если влага попадет в камеру сгорания, когда ДВС работает в режиме холостого хода, то больших неприятностей можно избежать. Мотор просто заглохнет, но сильных повреждений это не нанесет.
Но чаще всего гидроудар застает, когда автомобиль находится в движении, а в такой ситуации осложнения для ДВС носят уже серьезный характер.
Как правило, это оборачивается критичными поломками:
- Частичное либо полное деформирование шатунов.
- Повреждаются кольца вкладышей либо коленвала.
- Юбка поршня может расколоться, потом осколки пробивают блок двигателя или ГБЦ.
То есть в лучшем случае мотор будет продолжать работу. Но поскольку шатуны не сильно, но все же деформированы будет слышен стук.
Вариант худших событий – агрегат клинит, без возможности его дальнейшего использования. Появление проблемы в любом случае не избавляет от необходимости капитального ремонта мотора.
Это интересно: Что такое впускной коллектор (принцип работы, неисправности)
Все, что было перечислено выше, касается бензиновых ДВС, дизельные силовые агрегаты страдают в большей степени.
- Во-первых, размеры камеры сгорания у них меньше, нежели у бензиновых ДВС.
- Во-вторых, степень сжатия здесь намного выше.
- В-третьих, сама силовая установка более мощная.
Что надо делать после гидроудара
При любой проблеме, главное не проявлять спешки. Гидравлический удар распознается резким глушением двигателя. После этого он не заводится, чего собственно не следует и делать.
Первым делом осмотреть воздушный фильтр – сухой, значит причина в другом месте. Но когда он мокрый велика вероятность наличия воды в цилиндре.
Последствия могут быть следующими:
- Причина остановки автомобиля как раз гидравлический удар.
- От гидроудара мотор заклинило, а также пробит блок цилиндров.
- Агрегат заглох и ничего серьезного не произошло.
Первые две ситуации требуют вызова эвакуатора, последняя же не критична. Мотор может заглохнуть и до гидроудара, хоть влага и проникла в камеру сгорания, ДВС уже перестал работать, а потому серьезных осложнений удалось избежать.
Здесь с неисправностью можно справиться самостоятельно. Для начала необходимо избавиться от мокрого воздушного фильтра, после чего хорошо протереть корпус, чтобы избавиться от влаги.
Теперь выкрутить свечи зажигания и провернуть коленчатый вал стартером. Это даст воде вытечь из цилиндров. Если свечи не выкручиваются, подождать какое-то время, чтобы дать воде стечь в картер двигателя.
Затем запустить ДВС и пусть он работает в режиме холостых оборотов.
Еще стоит проверить моторное масло – туда тоже могла попасть влага. Определить это можно по цвету. Белый оттенок свидетельствует о воде в масле и его необходимо менять.
Чтобы зря не рисковать, лучше все же вызвать эвакуатор до ближайшего автосервиса. Там двигатель просушится, а специалисты оценят степень повреждений.
Как предотвратить гидроудар
Самая простая и надежная методика уберечь двигатель от такой проблемы – аккуратная езда по лужам. То есть двигаться следует на низкой скорости, чтобы влага не оказалась на капоте и под ним. Обычно влага попадает через воздухозаборник, а у каждой модели он располагается на разной высоте.
Есть автомобили, где этот элемент находится настолько низко, что проехав даже по небольшой лужице, есть вероятность зачерпнуть немного воды.
Встречая водную гладь на дорожном покрытии не стоит рисковать автомобилем, а от глубоких луж и вовсе держаться как можно дальше.
Также не стоит проявлять норов и ехать по водной поверхности, не соблюдая скоростной режим. Если автомобиль все же угодил в глубокие воды, и она уже начала литься под капот, нужно сразу же глушить мотор, прекращая движение.
Тем владельцам автомобилей, которые проживают в дождливых районах или вынуждены большую часть времени передвигаться по лужам и болотистой местности, рекомендуется установить шноркель.
Это специальная трубка, которая выступает в качестве воздухозаборника и располагается на высоте 80-100 см. Изготавливается популярными производителями, а также народными умельцами.
Пусть при наличии устройства внешность транспортного средства заметно портится, однако эта мера убережет от гидроудара и соответственно больших расходов на дорогостоящий ремонт двигателя.