В автомобильных двигателях могут происходить самые разнообразные поломки и отказы. Большинство из них, если проигнорировать первые признаки и проявления, приведут к полной остановке вращения с невозможностью в дальнейшем даже просто провернуть коленчатый вал. Такая ситуация называется заклиниванием или просто клином.
Содержание статьи:
Вполне возможно и внезапное её появление с катастрофическими последствиями для материальной части мотора.
Что происходит с ДВС во время «клина»
Нормальная работа такого сбалансированного и точного механизма, как двигатель внутреннего сгорания (ДВС), обеспечивается минимум тремя факторами:
- наличие тепловых зазоров между деталями, исключающих их плотное соприкосновение в рамках жестко заданного температурного режима;
- обеспечение масляной плёнки в трущихся парах – жидкостное и полужидкостное трение;
- свойства материалов, сохраняющиеся при штатном их нагреве.
Как только один из них пропадает в силу разных причин – наступает либо механическое заклинивание, либо локальный перегрев с конструктивным разрушением.
Детали не могут перемещаться относительно друг друга, мотор теряет возможность вращения коленчатого вала. Это и есть клин.
В первую очередь страдают наиболее нагруженные детали – подшипники скольжения коленвала и распредвалов, поршни в цилиндрах.
Их зажимает либо до остывания, либо навсегда из-за катастрофического изменения геометрии. В любом случае потребуется ремонт.
Причины
Последняя из трех перечисленных выше причин исключается на этапе разработки и испытаний мотора. С единственным уточнением – если не было заводского брака или нарушений при ремонте.
Остальные в разной степени связаны со смазкой и охлаждением.
Перегрев
Нештатный рост температуры косвенно влияет на все прочие причины клина. Но возможно и самое прямое воздействие. Обычно это исчезновение теплового зазора между поршнем и цилиндром.
Наступает либо масляное голодание, плёнка просто раздавливается, либо прямое превышение размера поршня над диаметром цилиндра.
В первом случае материал поршня наволакивается на зеркало (внутренняя поверхность цилиндра, которая на самом деле зеркалом не является, там нанесен хон, но так принято называть) и ещё больше зажимает поршень.
Прочитай: Какой ресурс у современных двигателей и как его продлить
Трение скачком возрастает до полной неподвижности, а силы инерции настолько велики, что обычно обрывается шатун и пробивает блок. Такое образно именуют «рука друга». Хотя не исключено, что мотор раньше остановится.
Более того, после остывания его удаётся запустить, несмотря на безвозвратно испорченную поршневую группу.
Второй случай связан с перегревом только поршня, его относительно плавно зажимает в цилиндре, водитель даже успевает заметить признаки усиления трения, сбрасывает газ, двигатель останавливается.
Недостаток масла
По этой причине больше всего страдают нагруженные шатунные и коренные вкладыши (подшипники скольжения).
Уровень в картере падает на угар или утечки, насос гонит пену с воздухом, плёнка пропадает, наступает сухое трение, локальный перегрев и проворот вкладышей.
Срезаются их замки, ДВС начинает работать с трением по постелям вала, слышен громкий глухой стук. Остановлен мотор или нет – результат один, капремонт.
Но во втором случае рано или поздно двигатель заклинит. Попутно продукты аварийного износа добьют все прочие пары трения.
Неподходящее масло
Прочность плёнки, прокачиваемость, наличие посторонних включений – всё это связано с качеством масла. Только очень старые или сильно изношенные моторы могут работать на чём угодно, достаточно вспомнить древнее деление масел на автолы, нигролы и солидолы.
Сейчас роль играет класс качества, вязкость и присадочный пакет. Рекомендованный перечень масел указан в инструкции. Что не избавляет от вероятности покупки контрафакта.
Закоксовывание масляных каналов
Это тоже следствие применения некачественного или деградировавшего от несвоевременной замены масла. Наступает масляное голодание с указанными выше последствиями.
Меры профилактики – частая замена, использование продуктов с хорошими моющими способностями, а также отслеживание перегревов.
Неполадки в масляном насосе
Подшипники коленвала смазываются под давлением, которое создаёт насос. Когда он изношен, масло легко выдавливается, начинается трение металла о металл.
Выделяется тепло, вкладыши разрушаются и проворачиваются. Вал клинит в постелях.
Забился масляный фильтр
Емкость фильтров ограничена. Особенно некачественных, с плохой фильтрующей шторой. Дальше срабатывает перепускной клапан, грязное масло летит в магистрали и попадает в подшипники.
Тонкие зазоры работают с продуктами износа вместо масла, отчего и клинят.
Некачественные запчасти
Если поставить дешёвые вкладыши, нестойкие к большим удельным нагрузкам современного мотора, то их быстро провернёт и буквально намотает на шейки вала.
Вращаться такой механизм уже не сможет – это клин. Не спасёт никакое масло или его нормальное давление.
Как узнать заклинил двигатель или нет
Первые же признаки стуков в моторе или «захлестывания» поршней должны стать сигналом к предстоящему клину. Если же он заглох, а провернуть стартером не получается, значит событие произошло.
На ходу эффект может быть таков, что ведущие колеса заблокируются, а машина уйдет в разворот.
Что делать в этой ситуации
Спасти мотор вряд ли получится, но вот сократить стоимость ремонта можно. Надо немедленно остановить двигатель и применить буксир или эвакуатор.
Будут заменены только непосредственно пострадавшие детали. Когда оборвет шатун, то придется менять шорт-блок, то есть всё, кроме головки, а то и мотор в сборе.
Как не допустить «клин» мотора в будущем
Спасает поддержание мотора в идеально исправном состоянии. Надо своевременно менять масло и фильтр, использовать качественные расходники. От перегревов спасает обслуживание системы охлаждения.
Прежде всего замена антифриза не реже раз в два года, если не используется специальная жидкость с увеличенным ресурсом.
Помпа и термостат – это тоже расходники, их лучше менять вместе с антифризом и приводом ГРМ. Недопустимы утечки охлаждающей жидкости, а также неуверенное срабатывание вентиляторов.
Влияет каждая мелочь. «Уставшие» датчики, попадание топлива в масло, падение давления в системе охлаждения из-за негерметичности, а самое популярное – внешнее загрязнение радиатора. Его надо регулярно промывать с двух сторон, желательно с автохимией.