Каждый автовладелец прекрасно понимает важность выхлопной системы как одной из важнейших составных частей автомобиля. Некоторые неопытные водители наивно предполагают, что от нее зависит только звук выхлопа. Это далеко не так.
Содержание статьи:
Из чего состоит выхлопная система
Основными функциями системы выпуска отработавших газов являются:
- снижения уровня шума, производимого автомобилем;
- снижение уровня токсичности выхлопных газов (сейчас этот параметр особенно тщательно регулируется автопроизводителями и законодательными органами правительств многих стран);
- исключение возможности попадания газов в салон автомобиля;
- возможность использования кастомных глушителей для придания автомобилю индивидуальности.
Весь узел состоит из нескольких частей, каждый из которых выполняет свою роль. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Выпускной коллектор
Выпускной коллектор представляет собой узел, который собирает выхлопные газы непосредственно из камер сгорания двигателя, направляя их далее по системе. Он состоит из нескольких трубок, плавно перетекающих в одну.
Количество таких трубок зависит от количества цилиндров двигателя автомобиля. Помимо отвода газов из камер сгорания, коллектор также выполняет функцию продувки последних в момент открытия клапанов.
Большая часть выпускаемых коллекторов изготавливается из чугуна — это довольно надежный, прочный материал и способен выдерживать нагрузки на протяжении долгого промежутка времени.
Также использование этого материала обусловлено тем, что коллектор работает с повышенными температурами, а чугун себя прекрасно зарекомендовал в таких условиях.
Приемная труба
Приемную трубу еще часто называют коллекторной или “штанами”, иногда “пауком”. Такие нестандартные названия она получила из-за своего внешнего вида.
Данный узел разработан для отвода отработанных газов от коллектора далее по системе, однако, у него есть несколько не всем известных функций:
- выполняет роль постепенного охладителя выхлопа (должна выдерживать значительные перепады температуры);
- если все узлы и агрегаты работают оптимально, то труба помогает корректно пропускать отработанную массу из камер сгорания;
- оптимизирует давление при детонации топлива, что приводит к оптимальному повышению мощности автомобиля.
В приемной трубе особо важен ее диаметр и материал, из которого она изготовлена.
Пламегаситель
Пламегаситель еще называют предварительным глушителем. Он предназначен для поглощения энергии выхлопа и уменьшении его температуры.
Поток газов в нем замедляется, тем самым предохраняя от ударного воздействия далее идущие узлы. Второстепенной его задачей является снижение уровня шума в системе.
Наиболее качественными пламегасителями считаются те, которые выполнены из термостойкой стали и выполнены в двухслойном корпусе. Такие агрегаты способны работать при температуре около 1300Cº.
Лямбда-зонд
Лямбда-зонд — это электрический датчик, который определяет процент содержания кислорода в отработанных газах.
Эту информацию он передает на электронный блок управления, который, в зависимости от полученных данных, обогатит или обеднит топливную смесь.
Лямбда-зонд располагается непосредственно в корпусе выпускного коллектора и состоит из двух электродов — внешнего и внутреннего. Сравнение этих двух показателей поступает в ЭБУ.
Сажевый фильтр
Как понятно уже из названия, сажевый фильтр препятствует выбросу вредных частиц в атмосферу. Массово они начали применяться в 2001 году и только на автомобилях с дизельным мотором.
Позднее их стали ставить и на бензиновые — все из-за роста автотранспорта мире. Кстати, располагаются такие фильтры сразу за выпускным коллектором.
Он представляет собой керамическую конструкцию с большим количеством микроканалов, на стенках которых сажа и задерживается. Он способен отфильтровывать до 90% вредных частиц.
Резонатор
Данный агрегат располагается сразу за приемной трубой. В его задачи входит снижение уровня шума и частичное поглощение вибраций. Параллельно он выполняет функцию выравнивателя давления в системе и существенно понижает в ней температуру.
Внешне резонатор представляет собой увеличенный, по сравнению с приемной трубой, цилиндр.
Внутренняя его часть представляет собой перфорированные направляющие с перфорированными перегородками, которые и обеспечивают значительное шумоподавление.
Задний глушитель
Задний глушитель является наконечником всей выхлопной системы. Основной его задачей является снижение уровня шума и выведение газов в атмосферу.
Внешне глушители очень похожи с резонатором, но имеют немного другую структуру внутри. Внутри глушителя располагается поглотитель — стекловата или похожий по структуре материал.
Продолжение: Как устроен глушитель, фото и видео в разрезе
Чаще всего они изготавливаются из стали, но попадаются варианты из алюминия (они существенно дороже).
Принцип работы системы выхлопа
Система выхлопа начинает свою работу с приема газов выпускным коллектором напрямую с камер сгорания цилиндров.
Здесь лямбда-зонд определяет насыщенность топливной смеси и отправляет информацию на ЭБУ.
Далее выхлоп попадает в сажевый фильтр, пламегаситель и резонатор, уменьшая энергию выхлопа и его температуру. Далее газы через глушитель попадают в атмосферу.
Неисправности элементов
Из неисправностей выпускного коллектора можно выделить образование коррозии и прогорание из-за больших действующих температур.
Проблемой приемной трубы часто становятся ее соединительные прокладки.
Выход из строя лямбды-зонд может быть результатом нескольких причин:
- некачественное топливо;
- попадание масла в выхлопную систему;
- неотрегулированная работа зажигания.
В случае поломки пламегасителя, его ремонт невозможен. Это происходит либо от выгорания его внутренней части, либо, наоборот, от ее закупоривания.
Основными проблемами резонатора и глушителя очень схожи с причинами поломки коллектора — это воздействие высоких температур — они либо выгорают изнутри, либо прогорают насквозь.