Двигатель внутреннего сгорания включает в себя немало различных систем и элементов. Одним из таких выступают датчик температуры охлаждающей жидкости. В отличие от множества других деталей ДВС, он отличается незамысловатой конструкцией и невысоким ценником, однако его выход из строя может повлечь за собой массу серьезных неприятностей.
Содержание статьи:
Именно по этой причине автомобилистам следует знать о его месте расположения, а также методиках диагностики на предмет работоспособности.
Зачем нужен ДТОЖ
Температурный датчик – это одна из деталей ДВС, что определяет корректность его функционирования. Она применяется на старте его работы, при образовании топливно-воздушной смеси, в случае необходимости принудительного охлаждения, а также в ряде других процессов.
Принцип работы ДТОЖ схож с электрическим резистором, что меняет свое сопротивление в зависимости от температурных условий.
Его конструкция предусматривает следующие элементы:
- Корпус, что крепится к ДВС посредством вкручивания.
- Головка, контактирующая с незамерзающей жидкостью.
- Выводные контакты, что соединяются с блоком управления.
Данная деталь обладает отрицательным температурным коэффициентом, а в случае нагрева его степень сопротивления начинает становиться ниже. Чем более высокой будет температура ОЖ – тем ниже будет сопротивление и ДТОЖ.
Прочитай: Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой и до какой температуры
Полученные посредством датчика данные передаются и обрабатываются в блоке управления двигателя. Последний в автоматическом режиме расшифровывает информацию и осуществляет вычисление актуальной температуры охлаждающей жидкости.
Эти сведение необходимы для корректной подготовки топливной смеси. Также они могут понадобиться при калибровке угла зажигания и управления системой принудительного охлаждения.
Место расположения датчика температуры ОЖ
Поиск температурного датчика зачастую не составляет особого труда. Для функционирования ему требуется контактировать с антифризом, а поэтому, как правило, его монтируют к выпускному патрубку головки на цилиндрическом блоке, неподалеку от термостата.
Установка ДТОЖ происходит путем его вкручивания по резьбе, что позволяет автовладельцу легко демонтировать и осуществить замену детали без обращения в сервисный центр.
Некоторые модели авто могут быть оборудованы сразу двумя датчиками. Первый в таком случае осуществляет измерения температуры на выходе из ДВС, а второй – на выходе из радиатора.
Такая конфигурация позволяет блоку управления получать максимально точные сведения о работе охладительной системы.
Признаки выхода ДТОЖ из строя
Как и другие автомобильные детали, ДТОЖ может выходить из строя. «Симптомами» его неработоспособности могут служить:
- Некорректные температурные показатели на приборной панели.
- Частая невозможность завести ДВС с первой попытки.
- Перегрев мотора или недобор рабочей температуры.
- Нестабильная работа двигателя, проявляющаяся в троении, либо в том, что она часто глохнет.
- Плавают обороты на холостом ходу.
- Слишком частый запуск вентилятора охлаждения.
- Повышенный расход горючего.
Причины неисправности датчика
Причин, спровоцировавших нарушение в работе температурного датчика, не так много:
- Заводской брак.
- Повреждение контактов или их окисление.
- Неисправность ведущей к датчику проводки.
- Отложения в области головки.
Также оказывать влияние на функционирование датчика может и термостат, поэтому его выход из строя может быть вызван его неправильным открыванием/закрыванием, что не дает возможности охлаждающей жидкости циркулировать должным образом.
Что касается отложений, то последние зачастую обуславливаются применением низкокачественного антифриза.
Как проверить ДТОЖ
Проверка корректности работы датчика температуры может осуществляться несколькими методами.
На машине
Для проверки ДТОЖ без его демонтажа с посадочного места потребуется применение многофункционального тестера. Принцип этого способа базируется на измерении сопротивления его электрической обмотки.
Для проверки предварительно нужно обеспечить доступ к контактам датчика, для чего потребуется отсоединить от него фишку. Затем посредством мультиметра нужно замерить сопротивление между его выводными контактами.
Полученные данные нужно будет сравнить с таблицей о значениях сопротивления.
Проверка диагностическим прибором
OBD-2 сканер – это специальное диагностическое устройство для проверки различных автомобильных узлов. Этот прибор обладает компактными габаритами. Он вставляется с соответствующий OBD2-разъем, что присутствует в каждом современном автомобиле.
Сам адаптер подключается к смартфону посредством Wi-Fi или Bluetooth. На последнем устанавливается специализированное приложение, через которое пользователь и будет получать диагностические сведения.
Запустите сканирование системы автомобиля по завершению которой найдите показания датчика температуры охлаждающей жидкости. Эти показания обычно представлены в виде числа, указывающего температуру в градусах Цельсия или Фаренгейта.
Сравните полученные данные с нормальным диапазоном температур вашего авто. Обычно нормальная температура охлаждающей жидкости находится в диапазоне от 90°C до 110°C, но это может варьироваться в зависимости от конкретной модели автомобиля.
В электрочайнике
Этот способ предусматривает предварительно снятие датчика и применение мультиметра. В нагреваемую воду необходимо поместить термометр, а также чувствительный элемент датчика.
Затем остается произвести измерения сопротивления в соответствии с повышением температуры. Рекомендуется делать это с интервалом в 5 градусов по Цельсию.
Собранный массив данных следует оформить в таблицу и сравнить с информацией, предоставленной в технической документации конкретной модели авто.
Без термометра
Данный способ во многом схож с вышеописанным, однако он исключает применение градусника.
Сперва воду, в которую в последующем будет помещен ДТОЖ его чувствительной частью, необходимо нагреть до кипения, а после провести измерения и сравнить полученные сведения с теми, что указаны в документации.