Аккумуляторная батарея (АКБ) в автомобиле выполняет две главные роли – буферизацию электроэнергии в бортовой сети, состоящей из источника (генератора), плюс потребителей и обеспечивает работу стартера при пуске.
Содержание статьи:
Если без первой функции можно обойтись в экстремальной ситуации, когда с батареей проблемы, а ехать надо обязательно, хотя бы к месту ремонта, то завести мотор с отказавшей АКБ или вообще без нее получится только с внешней помощью или при наличии у водителя удачи и большой физической силы.
Как определить, что АКБ разрядилась
Первый признак, с которым столкнется владелец автомобиля – привычный поворот ключа или нажатие кнопки старта не вызовет знакомого жужжания стартера.
Могут погаснуть лампочки на панели приборов, будут услышаны щелчки пускового реле или вообще ничего не произойдет.
Проблемы могут быть разными, поэтому потребуется принять несколько простых мер для уточнения:
- пуску мешают окисленные клеммы на выводах АКБ, их следует снять, очистить, смазать и плотно прикрутить на место;
- неисправности стартера внезапно происходят редко, поэтому если он уже вел себя неадекватно, но потом срабатывал, дело скорее всего в нем, стартер необходимо снять для диагностики или замены;
- возможно появление внешних признаков разрушения аккумулятора – негерметичный корпус, отсутствие электролита, резкое падение его плотности в одной или нескольких банках;
- имеются обрывы в цепях управления включением стартера при исправных силовых.
Большинство автомобилей имеют в составе бортовой электроники вольтметр, его показания прямо укажут на разряд батареи, если это действительно произошло.
Нормальное напряжение без нагрузки после длительной стоянки (более двух часов) – примерно 12,6 Вольт.
Если оно составляет 12 V и менее, а при подсоединении мощной нагрузки в виде фар или обогревателей падает до 10 V и менее – аккумулятор разряжен или находится в неисправном состоянии.
Точно выяснить, что конкретно произошло, позволит только диагностика или контрольный заряд от внешнего источника.
Когда аккумулятор не подлежит восстановлению
Решение о дальнейшей судьбе батареи должен принять специалист. У них имеются тестеры оперативного контроля и другое оборудование. Можно сказать, что все батареи старше трех лет уже находятся в группе риска.
Когда АКБ старая, отказывается брать заряд или быстро разряжается, плотность электролита сильно различается по банкам, тем более имеются визуальные повреждения – нет смысла заниматься её реставрацией.
Современные аккумуляторы к этому не приспособлены, только замена на новый. Теоретически восстановить можно что угодно, но если цена вопроса выше стоимости нового изделия, то смысла в этом нет.
Можно ли завести мотор без аккумулятора
Непосредственно для работы двигателя аккумулятор не нужен. Генератор выдаст весь необходимый ток со стабильным напряжением для питания потребителей, в том числе систем управления ДВС, его питания и зажигания.
Отдельный и важный вопрос – насколько это безопасно для разветвленного, сложного и очень дорогого электрооборудования современного автомобиля, который давно уже превратился в компьютерную сеть на колесах с большим набором периферийных устройств.
Генератор рассчитан на работу с параллельно подключенной АКБ, которая помогает стабилизировать напряжение. Без нее возможны скачки до 18-19 Вольт.
Большинство потребителей смогут это кратковременно выдержать, а в генераторе приняты меры по ограничению, но гарантий быть не может.
Чаще всего перегорают осветительные приборы, а пульсации и резкие перепады на повышенных оборотах способны преодолеть защиту и более сложной электроники.
Прикуривание с проводами
Самый распространенный выход из положения состоит в использовании донора – другого исправного автомобиля. Потребуются пусковые провода – «прикуриватели» с зажимами типа «крокодил». Они должны быть достаточного сечения по меди.
Клеммы АКБ донора подключаются к массе и плюсовому выводу обездвиженной машины с внимательным соблюдением мер безопасности.
Переполюсовка ведёт к серьезным поломками и даже взрыву с пожаром. При подключении возникает искра, это надо делать быстрым и уверенным движением.
После небольшой паузы, необходимой для частичного пополнения севшей батареи, можно включать стартер. Двигатель донора должен быть заглушен.
Прикуривание без проводов
Если нет проводов, то придется переставлять аккумулятор. После пуска его можно отключить и вернуть на место. В оживленном автомобиле надо включить фары, чтобы дать минимально необходимую нагрузку на генератор.
При дальнейшей езде без аккумулятора на механической коробке соблюдается осторожность, мотор нельзя глушить, а также превышать средние обороты или резко их добавлять.
Запуск с толкача без АКБ
Большинство генераторов вообще без аккумулятора не начнут выдавать ток, поскольку нечем создать магнитное поле обмотки возбуждения.
Но на некоторых это получится, любо это редкая динамомашина с постоянными магнитами, либо у деталей имеется остаточная намагниченность. Надеяться на это не стоит. Небольшой ток на якорь подать придется, хотя бы от батареек или бустера.
Машину надо разогнать примерно до скорости пешехода, после чего при включенном зажигании и второй передаче резко отпустить сцепление. Автомобили с АКПП так завести не получится. Отдельные редкие исключения не стоят затрат времени.
Запуск с применением пуско-зарядного устройства
При полном отсутствии АКБ эксперименты с пускозарядным устройством лучше не проводить. Оно не обладает стабилизированным выходом. Если же батарея просто разряжена, то устройство поможет.
Его следует подключить к клеммам, дать время на небольшой подзаряд, после чего в штатном режиме включать стартер.
То же касается бустеров – мощных аккумуляторных типа power bank. Они не рассчитаны на стартерный ток, могут только подзарядить штатную батарею или дать напряжение на генератор.
Запуск мотора с помощью троса на колесе
Данный способ широко распространен в перечнях советов. Реально им мало кто пользовался, разве что в экстремальных ситуациях.
Потребуется большая физическая сила, желательно создаваемая усилиями нескольких человек. Машина фиксируется противооткатными упорами, одно из ведущих колес поддомкрачивается, а на него наматывается длинный буксирный трос. Потянув за него, можно раскрутить мотор с включенной передачей до пусковых оборотов.
По теме: Три способа, как замкнуть стартер и завести двигатель
Идеально отлаженный и прогретый мотор может и запуститься. Но только при наличии аккумулятора, причем достаточно заряженного для поддержания одновременно тока возбуждения и напряжения в сети выше минимально допустимого порога. Методика может заменить стартер, но никак не аккумулятор.
Запуск с помощью аккумулятора от шуруповерта
Данный малогабаритный и маломощный источник не способен провернуть стартер, однако сможет возбудить генератор.
В остальном способы те же, буксир или несколько человек со стороны заднего бампера. Хорошо поможет уклон дороги в нужную сторону.
Как правильно запустить автомобиль с толкача
Лучше всего заблаговременно остановить автомобиль на уклоне, даже небольшом. Но если сил помощников достаточно, то годится и прямой участок. Чаще всего используется вторая передача МКПП. С АКПП ничего не получится.
Если это бензиновый мотор
За рулем машины с электронным инжектором ничего, кроме включения передачи после разгона и броска сцепления делать не надо.
Даже нажимать на акселератор, это скорее навредит. Если же это раритет с карбюратором, то надо подготовиться, отрегулировать подсосом и ускорителем количество бензина с учетом температуры. Потребуется опыт запуска при разных температурах.
Если это дизельный двигатель
Дизель обладает высокой компрессией, его труднее провернуть, а скорость вращения прямо влияет на воспламенение от сжатия. Лучше использовать буксир и более высокую передачу в коробке.
Обязательно наличие хотя бы небольшого тока от АКБ, потребуется прогреть пусковые свечи. Иначе ездить на буксире придется долго.
С самыми современными экологичными дизелями с турбинами и электронным впрыском высокого давления лучше запуск с толкача не использовать. Высока вероятность очень дорогого ремонта, а запуск маловероятен. Следует приобрести или позаимствовать рабочий аккумулятор.