Постоянное усовершенствование автомобильных покрышек дошло до такой степени, что приходится учитывать малейшие нюансы их поведения на разных типах покрытий. Достаточно грубым стало подразделение резины на летнюю и зимнюю, всесезонную, шоссейно-дождевую, скоростную для сухих дорог и несколько разновидностей грязевых. Каждая из категорий имеет свое внутреннее деление, типов резины множество: по составу смеси, рисунку, профилю и преимущественному принципу обеспечения зацепа.
Содержание статьи:
Одно из направлений развития – появление ориентированных по вращению и асимметричных шин.
Предназначение направленного рисунка протектора шины
Для работающих по сухому чистому асфальту шин не принципиально направление их вращения. Но если в пятно контакта попадает вода, снежная каша или грязь, то одним из способов избавления от вероятного скольжения (аквапланирования, хотя там редко случается чистая аква, то есть вода) – интенсивное отведение этих податливых веществ наружу из рабочей зоны.
Прочитай: Почему появляются трещины на шинах и как этого избежать
Если организовать процесс неверно, то возможны два случая – вода будет задерживаться, образуя скользкую «подушку», шина всплывёт над дорогой и трение обнулится или даже хуже, рисунок сам начнёт нагнетать жидкость в центр плоскости вращения колеса, ещё более ухудшая ситуацию.
Если присмотреться к таким колёсам, то можно заметить рисунок прорезей в протекторе «ёлочкой» от центра к краям. Причём по мере входа шины в контакт первой захватывает воду центральная дорожка, а затем «смазка» отбрасывается к краям, потом и наружу, вдоль плоскости дороги.
В этом суть направленного рисунка, ведь если вращать колесо в обратном направлении, шина работает как насос, собирающий всю грязь к центру пятна контакта.
Как быстро понять на какую сторону ставить колесо
Следует сразу уяснить, что асимметрия протектора бывает разной:
- продольной, это как раз шины с определённым направлением вращения;
- поперечной, тут тоже есть своё деление: с несимметричным рисунком у внутренней и внешней сторон и с заданной стороной установки на автомобиль, правые и левые.
Бывают шины для установки на заднюю, переднюю, ведущую и управляемую оси, но это уже отдельная тема.
Маркировка на боковинах шин
Чтобы избежать неправильной установки, на шинах наносится маркировка. Причём иногда даже для специалистов, если они не самого высокого уровня, правильный монтаж неочевиден, поэтому изучение условных обозначений полезно всем.
Это интересно: Как самому разбортировать колесо за несколько минут
В случае направленных шин вращение при переднем ходе должно быть направлено по стрелке, отлитой или напечатанной на боковине покрышки. Иногда при этом еще имеется надпись Rotation.
На этом все, что касается правил монтажа, не ограничивается. Несимметричные шины имеют надписи, указывающие на внутреннюю или наружную сторону, а также левую и правую стороны автомобиля.
Выполняются они на несложном английском языке школьного уровня, например, Right, Left, Inside, Outside или целыми фразами вроде This side facing outwards.
Не владеющим языком даже на таком уровне можно обратиться к словарю или онлайн-переводчику.
Визуальное сравнение рисунка протектора
Если посмотреть на протектор покрышки, а затем развернуть её на 180 градусов, то ненаправленный рисунок меняться не будет. Направленный образует картиной прорезей ёлочку корнями вниз, а потом вверх.
Устанавливать колесо надо так, чтобы при вращении вперёд ёлочка сначала касалась дороги своей верхушкой. Тогда вода и прочие неприятности будут разгоняться в стороны из пятна контакта.
Если это колесо внедорожное, то оно получит эффект самоочистки, что частично избавит от «замыливания» на грунте, которое полностью лишает шину протектора.
Недостатки ненаправленных шин
Если колесо не имеет выраженной направленности вращения, то ничего страшного в этом нет. Работа подобных шин отличается в худшую сторону от направленных, но только в описанных выше случаях и очень ненамного.
Обрати внимание: Каковы последствия длительного простоя автомобиля
Можно сказать, что качественная шина без направленности будет во всех отношениях лучше, чем относительно дешёвое изделие, насколько бы визуально совершенным ни выглядел его направленный протектор.
Эффект в таком случае чисто декоративный. Гораздо хуже, когда направленное колесо будет неправильно смонтировано.
Последствия неправильной установки шин
В этом печальном случае вся работа инженерного и научного коллектива окажется сфокусирована на максимальном ухудшении поведения шины на дороге. Колесо начнёт со всем старанием подгребать грязь и воду под себя, что сразу скажется на управляемости в экстренных ситуациях.
На большой скорости машина перестанет держать дорогу, очень рано начнут срабатывать электронные системы стабилизации, АБС покажет себя вибрацией на педали в самых безобидных ситуациях.
Крайне опасно, когда машина неожиданно для неопытного водителя всплывёт над мокрой дорогой на скорости порядка 80 км/ч, давно считающейся совершенно безопасной.
Поэтому именно данный порог можно считать максимумом скорости, с которой надо двигаться в шиномонтаж после обнаружения неправильной установки.
Резина не будет ускоренно изнашиваться или шуметь с превышением порога, она просто внезапно отправит машину во вращение и выбросит с дороги с очень небольшими шансами на спасение.