Выбивание передачи – это внезапный повторяющийся или случайный переход трансмиссии в нейтральное положение, хотя рычаг управления находился в положении включения одной из скоростей переднего или заднего хода. Двигатель будет отсоединён от ведущих колёс, обороты возрастут, если не сбросить газ, но машина начнёт замедляться в свободном качении.
Содержание статьи:
Произойти это может по вине разных агрегатов, но если речь идёт именно о самовыключении передачи, то причину стоит поискать в коробке.
Устройство МКПП
Механические коробки имеют разное конструктивное исполнение, но общий принцип работы подразумевает набор пар шестерен с разными передаточными числами. Одна из них жёстко крепится на валу, вторая вращается на подшипнике относительно другого вала.
Для выбора передачи – это свободное вращение блокируется специальной зубчатой муфтой с венцом, перемещаемым через вилки и штоки рычагом с места водителя.
Чтобы уравнять скорости шестерен и обеспечить бесшумное переключение, между муфтой и шестерней применяется синхронизатор повышенного трения.
Причины выбивания первой, пятой, задней передачи на МКПП
Причин самовыключения несколько. Это сложно предотвратить в условиях износа деталей из-за очень небольшого входа зубьев муфты в зацепление.
Прочитай: Переключение скоростей на МКПП важные правила и ошибки
Выбить основное соединение между парами шестерен почти невозможно из-за большой площади соприкосновения.
- Изношенные заходы зубьев венца муфты в ответные на шестерне. В условиях вибрации и значительных моментов не хватает осевого усилия удерживающих пружин, как правило зацепление разрывается при рывках.
- По причине износа подшипников муфты и шестерни получают дополнительную свободу и не могут удержаться в зацеплении.
- Износ вилок, передвигающих муфты, ведёт к недовключению передачи. Она с лёгкостью выпадает, чаще всего под сброс газа.
- Нарушение положения рычага в прорези пола машины приводит к давлению на него со стороны уплотнительного чехла. Передача будет выключена при небольших смещениях силового агрегата на своих эластичных опорах.
Обычно самовыключение передач устраняется снятием и разборкой коробки с заменой муфт включения. В комплект каждой передачи входит шестерня, муфта, ступица и синхронизатор.
В некоторых случаях достаточно устранить давление на рычаг или отрегулировать привод кулисы.
Устройство АКПП
Вариаторные АКПП работают совсем по иному принципу, а так называемые роботы представляют собой обычную механику, но с управлением сервоприводами. Поэтому выбивание передач лучше рассматривать на примере классических гидромеханических автоматов.
Такие коробки работают с планетарными пакетами шестерён, переключения как такового нет, а передаточное число изменяется в зависимости от того, какие шестерни связываются осями вращения с валами или другими шестернями.
Заведуют этим фрикционные муфты, представляющие собой пакеты работающих в масле дисков, сжимаемых гидроцилиндрами.
Выпадать здесь нечему, но водителем воспринимается как переход в нейтраль любое пропадание связи первичного и выходного валов. То есть внезапное переключение коробки в нейтраль, включая влияние гидротрансформатора на входе, в некотором роде выступающего аналогом сцепления в МКПП.
Причины выбивания передач на АКПП
Коробка может выйти в нейтраль, несмотря на положение селектора D, по нескольким причинам, отдельные можно рассмотреть подробнее.
- Главное в АКПП – это масло. Точнее, рабочая жидкость, довольно сложная по составу и свойствам. С её помощью, помимо смазки механизмов, выполняется гидравлическое управление всеми процессами.
Когда масло деградирует или засоряется, автоматика переходит в непредсказуемый режим, результатом вполне может стать пропадание всякой связи входа и выхода, то есть нейтраль. Например, нарушение работы насоса, соленоидов гидроблока, грязь и отложения в каналах.
- Если электронный блок управления заметит проблемы по своим датчикам, он переведет коробку в аварийный режим. Им может стать нейтраль. В каком угодно случае, например, если будет замечено рассогласование показаний датчика скорости КПП и системы ABS.
- Масло должно укладываться во вполне определённый диапазон температур. За его пределами оно имеет нештатную вязкость, в результате опять возникнет аварийная ситуация, передача будет выключена.
- Могут случиться отказы в работе масляного насоса или некоторых важных соленоидов. Такая АКПП просто не может удерживать никакую передачу.
- Про гидротрансформатор уже упоминалось. Он работает в масле и располагает устройством блокировки. Недостаток жидкости, поломки, отказ блокирующих механизмов ведут к прекращению передачи крутящего момента.
Это далеко не все причины, АКПП с электронным управление достаточно сложны. Даже простое отсутствие контактов в селекторе или проводке приведёт к выключению режима D вполне исправного агрегата.
Потребуется как минимум диагностика, а также сбор сведений по прочим симптомам неисправности.