Почти всегда проблемы с аккумуляторами на автомобилях начинаются с наступлением холодов. Все химические реакции замедляются при низких температурах.
Вот только следует различать естественный разряд АКБ из-за неправильной эксплуатации или частичной потери ёмкости и окончательный отказ, когда дальнейшие попытки её сохранения чреваты большими неприятностями с пуском двигателя.
Признаки севшего аккумулятора в машине
Глубокий разряд аккумулятора возникает в случаях нарушения баланса между расходом электроэнергии и её поступлением от генератора.
Это происходит в нескольких типовых случаях невнимательного отношения к энергосистеме автомобиля:
- долгая стоянка с подключенным аккумулятором, в машине всегда есть потребление, например, на охранную систему, электронные блоки с постоянным питанием, а также на утечки по плохой или загрязнённой, влажной изоляции;
- даже короткая стоянка, но когда в машине не было произведено полное обесточивание потребителей, остались включёнными освещение, акустика или нештатные приборы;
- нарушен баланс, короткие поездки сочетались с большим расходом на обогревы, освещение, работу стартёра и мультимедиа;
- низкие температуры, холодная АКБ плохо принимает заряд;
- неисправности генератора, недостаточное напряжение в бортовой сети при работающем двигателе.
Признаки подсевшей батареи хорошо известны, практически все с этим сталкивались:
- стартёр медленно вращает коленвал, при этом резко падает яркость всех ламп, или вообще отказывается провернуть холодный двигатель;
- вместо попытки запуска раздаётся только треск втягивающего реле, оно срабатывает, но тут же отпускает якорь;
- если включить фары, то они при неработающем двигателе почти не освещают дорогу;
- начинает сбоить и отказывать всё электронное оборудование автомобиля;
- вольтметр под нагрузкой показывает напряжение 10-11 Вольт и ниже;
- в аккумуляторе плотность электролита понижена, а замер напряжения холостого хода (ЭДС) отсоединённой батареи покажет напряжение 12 Вольт и ниже вместо номинальных 12,7 Вольта.
Когда аккумулятор исправен, но недозаряжается, ситуацию можно исправить запуском двигателя от машины донора или восстановлением запасов энергии внешним источником. После достаточно долгого заряда батарея полностью восстанавливает свои способности.
Как понять, что АКБ пора менять
Со временем или при безжалостной эксплуатации батарея начинает терять ёмкость. Она быстро принимает заряд до максимально допустимого напряжения, но также быстро его и теряет.
Симптомы проявления те же, но попытки зарядить АКБ не приводят к долговременному успеху. Более подробная проверка подтвердит опасения.
- Плотность электролита низкая и не восстанавливается. Показатели неравномерны по отдельным банкам.
- Корпус батареи может быть деформирован. Особенно часто вздуваются необслуживаемые батареи.
- Уровень электролита падает ниже пластин. Специалист может отметить глубокую сульфатацию.
- Электролит мутный, с неприятным запахом, на дне под пластинами выпадает осадок.
- Приборная диагностика аккумуляторным тестером или нагрузочной вилкой показывает сильное падение ёмкости и увеличение внутреннего сопротивления. Ток прокрутки в несколько раз ниже номинального значения.
- Срок службы батареи намного превышен относительно ожидаемого. Самые простые батареи с жидким электролитом начинают разрушаться уже после трёх лет интенсивной эксплуатации, более сложные и дорогие – после 6-8 лет. Обычно борьба за жизнь старой батареи экономически неэффективна.
Точную информацию может дать специалист по аккумуляторам после всестороннего тестирования. Но если батарея старая и уже не берёт заряд, то её следует заменить, не затрачивая времени на исследования.
Как не угробить новый аккумулятор
Новая АКБ, если не проверить техническое состояние автомобиля и не откорректировать условия эксплуатации, может так же быстро погибнуть, как и предыдущая. Но зимой и летом следует обращать внимание в первую очередь на сезонные опасности.
По теме: Как выбрать портативное пусковое устройство для АКБ
Летом основная угроза происходит от перезарядов и снижения уровня электролита. Его надо чаще контролировать, а при быстром уходе воды не просто пополнять, а определять причины. Возможно повышение зарядного напряжения или перегрев корпуса.
Зимой ситуация сложнее:
- состояние батареи надо регулярно проверять по ЭДС, которая прямо связана с плотностью электролита, при падении заряженности ниже 60-70%, что определяется по таблицам плотности и ЭДС, подзаряжать от внешнего источника;
- не допускаются глубокие разряды, свинцово-кислотные батареи от этого непоправимо сульфатируются;
- если глубокий разряд всё же случился, АКБ должна заряжаться не штатно, от генератора, а по определённой методике постепенного восстановления при помощи регулируемого зарядника;
- двигатель должен быстро запускаться, долгая работа стартёра недопустима;
- при коротких поездках нужен регулярный подзаряд;
- при сильных морозах батарею следует снимать с машины и хранить в тепле, полностью зарядив;
- при наличии множества мощных потребителей или автоматов прогрева с таймером баланс батареи без внешнего заряда будет нарушен очень быстро, возможно потребуется АКБ увеличенной ёмкости.
Распространённое заблуждение состоит в том, что добавочная ёмкость перегрузит генератор. Это не так, она лишь предоставит запас для трудных холодных условий работы.