Как выбрать и сделать провода для прикуривания автомобиля

В автомобильном смысле слова прикуривание не относится к употреблению вредной для здоровья продукции или к популярному в электрооборудовании разъёму типа «прикуриватель». Это способ запустить машину с севшим или неисправным аккумулятором от донора – другого автомобиля.

Провода для АКБ

Бортовые сети соединяются между собой мощными кабелями с зажимами, после чего тока должно хватить для работы стартера, но хватает не всегда, многое зависит от качества и свойств проводов с разъёмами.

Какие провода подходят для прикуривания авто

Стартер при работе потребляет значительный ток. Это связано с необходимостью передачи мощности порядка 1-2 киловатт при небольшом напряжении. Бортовая сеть легкового автомобиля располагает 12 Вольт, что в технике силовых приводов крайне мало.

Мощность, как известно, равна произведению напряжения на силу тока, при небольшом значении одного параметра второй приходится доводить до неудобных в практическом использовании величин.

Прочитай: Почему стартер молчит при повороте ключа зажигания

Из распространённых аналогов подобные кабели можно увидеть разве что у аппаратов электродуговой сварки. Именно они и подходят оптимально по всем характеристиками:

  • достаточное сечение токопроводящих жил;
  • применение материалов с низким удельным сопротивлением, обычно это электротехническая медь;
  • гибкость проводника, представляющего собой плетение из множества тонких единичных составляющих;
  • электробезопасность за счёт использования надёжной изолирующей оболочки из резины или специальных видов пластика;
  • широкая номенклатура серийно выпускаемых продуктов.

Но прямое использование подобных кабелей вступает в противоречие с требуемой рыночной ценой подобных изделий.

Поэтому реально качественные провода можно встретить разве что в самодельных прикуривателях, а имеющиеся в продаже комплекты существенно упрощены с потерей тех или иных качеств.

Критерии выбора пусковых проводов

Как при самостоятельном изготовлении проводов прикуривания, так и перед покупкой, надо обращать внимание на исполнение всех характеристик, а именно:

  • сопротивление кабелей, определяющееся геометрическими размерами, материалом и подбором разъёмов;
  • качество изолирующего покрытия влияет на долговечность, безопасность и удобство пользования;
  • тип и размеры зажимов, их эргономика, влияние на надёжность контакта, в том числе и с окисленными клеммами;
  • гибкость получившихся проводов и их способность противостоять изменениям температуры в широком диапазоне;
  • длина кабеля, не всегда получается расположить запускаемый автомобиль и донор достаточно близко;
  • приемлемая стоимость изделия.

Каждую составляющую продукта надо изучать отдельно, иногда любая из них помешает эффективному применению. Это проводник, изолятор, зажимы и качество изготовления.

Жилы (материал)

По поводу материала сомнений быть не должно. Только медь, причём чистая, электротехническая. Массово встречаются дешёвые варианты с алюминиевыми проводами. Удельное сопротивление таких проводников втрое хуже, алюминий здесь непригоден без дополнительных мер.

Можно добавить, что существуют кабели, которые принято использовать в акустике. Они изготовлены из алюминия, но каждая жила в пакете покрыта тонким слоем меди. Это удешевляет провод, а в акустическом смысле разница несущественная.

Выручает так называемый скин-эффект, когда плотность тока высокой частоты распределяется в основном на внешние слои проводника, туда, где медь. Но питание стартера идёт при нулевой частоте, на постоянном токе.

Тончайшее медное покрытие здесь не работает, такой кабель можно считать разве что обманом. Внешне проводник выглядит вполне себе медным, на деле являясь на 99% алюминиевым. И увеличение количества отдельных жил в кабеле не всегда спасает.

Сечение

Подсчётом количества жил и умножением на диаметр с использованием числа «пи» можно не заниматься, производители обязаны указывать эффективное сечение токопроводящего материала в квадратных миллиметрах.

Разобравшись в значениях потребляемого тока, погонного сопротивления и КПД, можно сказать, что хороший кабель должен обладать минимум 10-12 кв. мм сечения по меди, а лучше все 16, что является нижней границей для уже упомянутых сварочных кабелей бытовых аппаратов.

Всё, что меньше, будет расходовать энергию на нагрев, вызывая падение напряжения на полезной нагрузке.

Зажимы и их крепление

Для прикуривателей используются зажимы типа «крокодил» с острыми зубьями на рабочей кромке. Мощная пружина позволяет разрушать окисную плёнку на клеммах, эффективно контактируя с металлом. Потери сводятся к минимуму.

Особо важно правильно подсоединить кабель к зажиму. В идеале применяется пайка, но вполне подойдёт и обжимка клемм под прессом. Это вполне надёжно, когда сделано без нарушений технологии.

То есть не просто обстучать молотком на наковальне, а применить матрицу и пуансон. Только пресс позволит обжать все жилы кабеля, исключить окисный переход и обеспечить долговременную стабильность контакта. Естественно, место обжима хорошо изолируется, защищается от атмосферы и влаги.

Длина провода

Длинные провода удобны, но надо помнить, что сопротивление линейно зависит от длины. То есть если увеличивать расстояние между машинами, придётся применять более дорогой кабель со значительным сечением по меди.

Именно по металлу, поскольку часто встречаются толстые провода, большинство сечения которых занимает пластик изоляции.

Тип изоляции

Лучше всего работает резина, которая и применяется в сварочном деле. Но тут выбор небольшой, большинство прикуривателей изолируется пластиком. Полимеры тоже бывают разными, некоторые вполне хороши. Вопрос в цене.

Как сделать провода для запуска авто своими руками

Ничего сложного тут нет, работа по силам любому, обладающему минимумом электротехнических навыков.

Выбор кабеля

Подойдёт сварочный кабель в резиновой изоляции сечением меди не менее 16 кв. мм. Экономить тут не стоит, работать с прикуривателем придётся на морозе, когда лишние проблемы не нужны.

Зажимы (крокодилы)

Используются крупные медные крокодилы с мощной пружиной и острым зубом. Дешёвые поделки работать не будут. Места для обжимки кабеля должны быть рассчитаны на выбранное сечение меди. Отклонения недопустимы, увеличатся потери и снизится долговечность.

Сборка

Если предполагается пропайка соединений, то обычным паяльником тут не обойтись, даже мощным. Кабель и ответная часть зачищаются и облуживаются. Для лужения применяют ванночки с расплавленными флюсом и припоем.

Медь паяется бескислотными флюсами на основе спиртоканифоли. Прогревается соединение облуженных наконечников газовой горелкой. Припой должен покрывать каждую жилу в кабеле.

При наличии приспособления для обжимки и пресса пайку можно не использовать. Но усилие должно быть значительным, ударной технологией правильно детали не соединить.

Провода должны иметь яркую цветовую маркировку, красный плюс, чёрный минус. Цвет изоляции на зажимах соответствует кабелю. Лучше приобретать крокодилы с отштампованными крупными знаками плюса и минуса.

Популярные производители

Большинство товаров можно считать максимум сувенирной продукцией. Но встречаются и серьёзные производители.

Airline SA-1000-06E

Длинные провода с большим сечением. Заявленные характеристики, а они ориентированы даже на запуск грузовиков, не совсем выдерживаются, но это беда всех подобных изделий.

Тем не менее, обладают минимальным сопротивлением и способны обслужить самый мощный автомобиль. Недостаток понятен – очень высокая цена.

Autoprofi AP/BC 7000 Pro

Сечение чуть меньше, использован всё тот же омеднённый алюминий, как и в большинстве подобных изделий. Но работать будут, сопротивление вполне удовлетворительное.

Лишнее доказательство, что пользоваться для легковых автомобилей можно только теми изделиями, которые предназначены для дизелей и грузовиков. На запас по параметрам рассчитывать нельзя.

Heyner 404700

Очень дорогие и качественные провода из 100% меди. Большое сечение, европейский производитель. Можно считать элитной продукцией, из недостатков помимо цены – не совсем мощные зажимы и средняя длина кабелей.

Как не стать жертвой некачественной продукции

Основа правильного выбора – изучение заявленных свойств с последующей проверкой по независимым тестам. Обращать внимание на сечение металла в проводах и погонное сопротивление.

Если даже использован алюминий с медным покрытием, то это может быть частично скомпенсировано ростом толщины жилы и качеством заделки в зажимах.

Всегда стоить помнить, что покупка наиболее дешёвых изделий станет бесполезной тратой средств. В нужный момент не хватит пускового тока, а кабели просто оплавятся.

Подобная продукция пригодна лишь для подзарядки штатной батареи от донора, но никак не для питания стартера.

Оставить отзыв

К началу страницы