Автомобильные колёсные диски давно стандартизованы по линейкам всех размеров. Наряду с такими важными характеристиками, как посадочный диаметр, размер центрального отверстия, вылет и совместимость с бескамерными шинами, указывается так называемая сверловка (PCD), без совпадения которой с данными автомобиля поставить на него смонтированное колесо просто не получится.
Содержание статьи:
А если размерность соответствует лишь приблизительно, с отклонениями на доли миллиметра, то возникнут неконтролируемые биения, быстро ослабнет крепёж и возникнет опасная аварийная ситуация.
Что такое PCD в параметрах дисков
В обозначении сверловки закладывается информация о числе и положении отверстий в диске, через которые проходят колёсные шпильки или болты.
Данные характеристики должны соблюдаться очень точно, от этого зависит надёжность крепления и общая балансировка колеса вместе со ступицей.
На легковых автомобилях отверстий обычно 4 или 5. Самые лёгкие машины могут располагать тремя резьбовыми элементами крепления, а у тяжёлых внедорожников их число доходит до 6, но это редкие в основной массе случаи.
Все отверстия располагаются своими центрами на окружности, описанной вокруг оси вращения колеса. Соблюдается равенство углов между радиальными отрезками от оси к болтам.
Если рассмотреть реальную информацию о PCD, то она выглядит как два числа с одним из типичных разделителей между ними.
- Первое целое, это 4 или 5, соответственно числу отверстий.
- Второе может быть в виде десятичной дроби, равной диаметру опорной окружности по центрам отверстий в миллиметрах.
Как измерить сверловку (PCD)
В ситуациях, когда типоразмер диска или ступицы точно узнать невозможно простыми способами чтения маркировки или спецификации автомобиля, информацию можно получить путём непосредственных замеров.
Если 5 отверстий
При нечетном числе отверстий придется определять геометрическое расположение оси вращения колеса. Есть много способов, например, измерить диаметр центрального отверстия, поделить его на два, после чего сделать соответствующую отметку точно в центре.
Параметром PCD будет расстояние от этой точки до центра любого из болтов крепления или отверстия для него в диске, умноженное на два.
Если 4 болта
Чётное число болтов позволяет сделать прямой замер при помощи циркуля или линейки. Это расстояние между центрами отверстий, диаметрально противоположных.
Мерить следует с максимальной точностью, поскольку существуют размерности, отличающиеся на миллиметры или даже их доли.
Где указана сверловка на колесном диске
На дисках всегда указывается набор его геометрических параметров в виде типовой маркировки. Обычно она располагается с внутренней стороны колеса.
Параметр PCD не зашифровывается и имеет понятный вид с указанием количества болтов, разделителя и диаметра расположения отверстий в миллиметрах. Поскольку значения уложены в стандартный ряд, то идентификация сложности не составит.
Таблица
Для определения PCD табличным способом существуют многомерные таблицы, охватывающие практически все марки и модели. Это несложно найти в сети, но можно привести некоторые наиболее популярные размерности.
PCD, число отверстий и диаметр их расположения, мм | Марки и модели автомобилей |
4×98 | ВАЗ, FIAT |
4×100 | Старые Audi, Chevrolet малого класса, многие китайские автомобили, Honda, бюджетные Renault |
4×108 | Citroen, европейский Ford, Peugeot |
4×114,3 | Китай, Chevrolet, Daewoo, Honda, Hyundai, японские марки |
5×100 | Audi, Volkswagen, Skoda |
5×108 | FIAT, Ford, Peugeot, Volvo |
5×112 | Ford, Honda, Hyundai, Япония, BMW, Mercedes |
5×114,3 | Китай, Mazda, Mitsubishi |
6×139,7 | GM, Chevrolet, Ford, Toyota |
У каждого крупного производителя имеется линейка моделей во всех классах, причём одни и те же автомобили иногда выпускаются под разными брендами.
Точную разболтовку колёс можно узнать исключительно по заводской документации.
Как расшифровать маркировку на дисках
Кроме PCD, в маркировку входят следующие основные параметры:
- посадочная ширина диска в дюймах;
- наличие выступа (хампа) под удержание бескамерной покрышки при снижении давления;
- вылет диска, то есть расстояние от привалочной поверхности до плоскости симметрии;
- посадочный диаметр обода под борта покрышки;
- диаметр центрального отверстия.
Единого стандарта на содержание маркировки нет. Могут быть указаны многие другие данные, такие как дата изготовления, информация о сертификации изделия, расположении сертифицирующего органа, максимальная нагрузка, сведения о приблизительном составе сплава.
Важны все данные диска. Ошибки при выборе могут привести к неправильному креплению колеса, нарушениям в расположении шины на диске, ухудшению управляемости автомобиля. Последнее часто касается вылета колеса.
Важно понимать, что чем он больше, тем глубже шина сдвигается в колёсную арку, а не наоборот, как многие считают, ориентируясь на не совсем точное значение термина.