С момента появления первых автомобилей и до сих пор их кузова отличаются большим разнообразием по замыслу организации мест экипажа, размещения багажа и компоновки агрегатов. Это диктуется как назначением машин, так и просто автомобильной модой. Фантазия дизайнеров и инженеров повлекла за собой появление классификации машина по типу кузова, аналогично многим другим разделениям на классы.
Содержание статьи:
Некоторые исполнения остались в истории или сохранились в экзотических модификациях, мало кто может сразу вспомнить что такое «брогам» или «ландо», но отдельные кузова существуют в каждой линейке моделей, став чрезвычайно популярными.
Что такое Хэтчбэк
Термин образовался от слияния английских слов hatch и back, что буквально означает дверь в задней части автомобиля.
Аналогичное строение имеет другой пятидверный кузов – универсал, но он создан на базе седана и обладает значительным задним свесом, то есть той частью кузова, которая расположена позади задних колёс и обычно используется для размещения объёмного багажа.
Характерными признаками хэтчбэков или хэтчбеков, чтение последнего слога может быть произвольным, являются:
- компактный двухобъёмный кузов, то есть явно выражены два отсека, для двигателя и пассажиров с багажом;
- удобная задняя дверь в торцевой части кузова для доступа к багажному отделению;
- небольшой задний свес, иногда практически полное его отсутствие, багажник располагается над задней осью;
- наличие нечётного количества дверей, их может быть три или пять.
Сформировалось некое классическое понимание хэтчбека, в которое входит не только описание кузова по канону классификации, но и общий тип автомобиля, включая его назначение и компоновку.
Читайте также: Как работает система распределения тормозного усилия EBD
Никто же не станет называть, например, всем известную трёхдверную Ниву хэтчбеком, хотя именно так и следовало бы считать.
Скорее все машины повышенной проходимости именуются универсалами, независимо от свесов и количества дверей, а хэтч – это городской автомобиль скромных размеров, в котором всё посвящено экономии и прагматизму.
Хотя случаются и машины внушительных габаритов, с мощными двигателями и другими отклонениями от усреднённого образа. В том числе и с ярко выраженным спортивным характером, так называемые хот-хэтчи.
Типы кузова хэтчбэк
Внутри самого раздела классификации тоже единообразия не наблюдается. Естественно, ни одна автомобильная фирма не станет придерживаться чётких рамок, теряя при этом прибыль.
Наоборот, все стремятся выделиться, производя на базе одной модели сразу несколько незначительно отличающихся кузовов, что привело к появлению дополнительных подклассов.
Каммбэк
Это малоизвестная разновидность хэтчбека, названная в честь автора идеи, швейцарского инженера Вунибальда Камма, занимавшегося автомобильной аэродинамикой.
Именно ему принадлежит конструкция «Kamm tail», своеобразное оформление задка машины, призванное снизить её аэродинамическое сопротивление.
До этого считалось, что идеальной формой кузова будет нечто вроде дождевой капли с удлинённым хвостом. Спортивные автомобили, где малое сопротивление потоку позволяет выигрывать на гоночных трассах, именно так и строились. Но для гражданских версий это было бы непрактично из-за значительной длины и неудачной развесовки.
Статья по теме: Система электронного контроля устойчивости ESP: назначение и принцип работы
Камм заметил, что если вертикально срезать хвост автомобиля обтекаемой формы, то его сопротивление возрастёт очень незначительно, зато появится удобство организации багажника (или моторного отсека) и сократится общая длина.
Кузов был назван каммбэком, именно по такому принципу построены многие автомобили, в том числе и аэродинамически совершенные, вроде Citroen CX или Audi A7.
Даже прославившийся гибрид Toyota Prius, хоть и не известна эстетикой дизайна, благодаря кузову каммбэк имеет неплохую аэродинамическую эффективность.
Фастбэк
Часто идею Камма воплощают в виде кузова фастбэк, но при этом имя его не упоминается. Принято считать, что фастбэк – это та же каплеобразная форма задней части машины, переходящая в короткий срез торца, где располагаются бампер, фонари, номерные знаки и замок крышки багажника.
Сама крышка, как и положено у канонического хэтчбэка, поднимается вверх вместе с задним стеклом. Отличить от каммбэка довольно сложно, поэтому ту же Audi A7 многие считают фастбэком.
Большой багажный проём удобен для погрузки, хотя утилитарных машин с таким типом кузова мало. Практичность не нуждается в аэродинамичности форм. Но багажник у фастбеков имеется, и часто довольно вместительный.
Тем более, что сами машины велики по размерам, что связано с их мощностью и престижем. Даже легендарный советский фастбэк «Победа» не был тесным автомобилем, не говоря уже о Mercedes CLS или Bentley Continental GT.
Нотчбэк
Тоже наименование из тех, что не у всех на слуху, к тому же в него вкладывается разный смысл, в некоторых странах так называют обычные седаны. Да и внешне нотчи на них очень похожи.
Если не обращать внимания, что у них вместе с крышкой багажника поднимается и заднее стекло. Причём иногда раздельно, то есть это реально гибрид седана с хэтчбеком.
Это интересно: Что такое атермальное остекление в автомобиле
Классический пример — Skoda Superb, с виду седан с заваленными задними стойками, что вообще характерно для употребления термина нотчбек, но у этой машины можно при необходимости откинуть и заднее стекло салона.
Лифтбэк
Такой кузов появился в качестве компромисса между седаном, хэтчбеком и даже универсалом.
От седана здесь наличествует слегка выступающий багажник, машина несколько ушла от понятия двухобъёмника, от хэтчбека – откидывающаяся задняя нечётная дверь кузова, а универсал привнёс увеличенный объём багажника.
При этом у лифтбека в целом лучше аэродинамика, кузов не такой обрубленный сзади, как у более утилитарных машин, выигрывает и внешний вид. Поэтому многие автозаводы выделяют лифтбеки как самостоятельную разновидность кузовов в рамках одной модели.
Характерный признак – сильно скошенное заднее стекло вместе со стойками. На выступ багажника просится спойлер, что многие и делают.
Преимущества такого типа заставили даже наиболее дешёвую модель в России – Ладу Гранту, выпускать в виде лифтбека одновременно с универсалом и седаном.
Плюсы и минусы хэтчбеков
Сам факт огромной популярности хэтчбеков подразумевает наличие значительных преимуществ:
- кузов компактен и практичен, при минимальных внешних габаритах машины имеют большое внутреннее пространство;
- с места водителя предоставляется удобный обзор, в непросматриваемой зоне заднего свеса почти ничего нет, кроме бампера;
- короткая машина имеет малый момент инерции относительно вертикальной оси, поэтому хорошо управляется;
- небольшая масса позволяет уменьшить расход топлива;
- фактически расставленные по углам кузова колёса позволяют улучшить геометрическую проходимость;
- удобно грузить в багажник крупногабаритные предметы, что подкрепляется возможностями трансформации салона.
Недостатки также присутствуют, как и у любого другого кузова:
- у багажа и пассажиров общий объём, что не способствует комфорту;
- климатической установке приходится обслуживать багажник, которому это вовсе и не требуется;
- небольшая длина машины заставляет конструкторов делить пространство между пассажирами и багажом, выбирая компромиссный вариант;
- универсалы и седаны располагают заведомо большими багажными объёмами;
- у машин с вертикальной задней дверью постоянно загрязняется заднее стекло из-за плохой аэродинамики;
- в трёхдверных моделях затруднён доступ на задние сиденья.
Максимальной популярностью хэтчбеки пользуются в сегменте городских автомобилей.
Можно сказать, что это единственный приемлемый тип кузова в подобных условиях. А на базе таких машин создаются многочисленные варианты для спорта, где также важны компактность, малая масса и невысокая цена модели-прототипа.