Разработчики автомобилей стремятся сделать их пассажирские отсеки максимально герметичными. Более того, сама конструкция машины и выбор материалов кузова полностью исключают газообмен с окружающей средой. Возникает неприятная ситуация, когда при езде ещё какой-то позитивный микроклимат создаётся системами отопления, вентиляции и кондиционирования, но во время стоянок и хранения салон представляет собой содержащее водяные пары замкнутое пространство, где с удовольствием плодятся микроорганизмы и прочая плесень.
Содержание статьи:
А борьба с этим явлением полностью ложится на плечи владельца, тут ему ни один самый элитный автозавод не поможет, скорее наоборот.
Почему появляется неприятный запах в машине
Если отвлечься от ароматов технических жидкостей, синтетических материалов отделки и обивки элементов салона, то все прочие отталкивающие запахи, накапливающиеся в пористых деталях, связаны с влиянием влажности.
Порождают их колонии бактерий, которые не могут существовать в идеально сухом воздухе, а его влажность связана с постоянными изменениями температуры. При её повышении всё больше воды способно удержаться в единице объёма, после чего часть её выпадает при прохождении через точку росы, но из салона уже не исчезает без принятия дополнительных мер.
Вода на ковриках и в ковролине
Часть жидкости водители и пассажиры просто вносят в салон на собственной обуви и одежде. Особенно зимой, когда неизбежно налипание снега на подошвы. В тепле он тает и пропитывает ворсистые материалы отделки пола.
К сожалению, многие машины рассчитаны на нахождение людей в салоне в сменной обуви. Иначе трудно объяснить ковровые покрытия, впитывающие воду подобно специально рассчитанным на это салфеткам.
Даже резиновые коврики плохо спасают, сами выступая накопителями луж и блокируя высушивание находящегося под ними ковролина.
Под коврами на полу находится ещё и прекрасно удерживающая воду шумоизоляция. По эффективности сбора влаги и стойкости к высушиванию это удивительно продуманный материал. Особенно если его накрыть пластиковым ковриком, закупоривающим поверхность волокнистого слоя. Отличное место для разведения микроорганизмов.
Забитый дренаж кондиционера
Испаритель кондиционера охлаждается ниже нуля градусов, что образует много выпадающей из воздуха влаги. По замыслу конструкторов она должна стекать на дорогу через дренажную трубку. Но в скрытых полостях под передней панелью трудно обеспечить чистоту, поэтому дренаж постепенно зарастает грязью и посторонними предметами. Воде некуда уходить, и она остаётся в салоне, проливаясь на пол.
Неисправная система вентиляции
Уменьшить влажность воздуха можно с помощью кондиционера или просто проветрив салон в прохладную сухую погоду. Но только если система вентиляции работает штатно, что при наличии в ней пластиковых воздуховодов, заслонок и уплотнителей не всегда выполняется.
В результате большая часть воздуха обслуживается в режиме внутрисалонной рециркуляции, что никак не может способствовать удалению лишней воды.
Течёт люк или откидная крыша
Все достоинства люков в крыше или откидного верха омрачаются неплотностью данных устройств. Вероятность протеканий тут куда выше, чем у простой металлической крыши.
Малейшие заедания механизмов, снижение эластичности уплотнителей или деформации приводят к появлению дождя на уровне обивки потолка, а ремонт там сложен, кропотлив и не сразу способствует желаемому результату.
Плохое уплотнение стекол
Как лобовые стёкла старого образца, с резиновым уплотнением, так и современные вклеенные могут пропускать воду по стыку с рамкой оконного проёма. Особенно после ремонтной замены стёкол. Приходится проливать уплотнения снаружи, определять места утечек и использовать герметики.
Попадание влаги через уплотнители дверей и дверные карты
Ещё более коварно текут стёкла дверей. Вода попадает не сразу в салон, а увлажняет изнутри дверные карты. Такой источник сырости неочевиден, а устранить его непросто.
Читайте также: Почему двигатель троит на холодную: дизель, инжектор, газ
Несколько проще диагностировать уплотнители дверных проёмов. Здесь утечки определяются по сквознякам и грязи, туда в основном попадает вода из дорожных луж.
На некоторых автомобилях рамки стёкол отсутствуют вообще или верхняя часть дверей открыта для потоков воды с крыши. Салон может буквально заливать в дождь.
Трубки печки, воздуховоды, тросик капота
Каналы поступления антифриза, воздуха, электрических или механических приводов через моторный щит очень трудно герметизировать. Не все из них могут стать источником влаги, но и удерживать её примитивные уплотнения не смогут. Помочь сможет только дополнительный невысыхающий кузовной герметик.
Отверстия в кузовных деталях
Технологические отверстия имеются на многих деталях. Обычно они закрываются резиновыми или пластиковыми пробками. Но их легко утерять, да и уплотняющая способность со временем падает.
Сохранность пробок надо регулярно проверять, что не всегда легко, многие доступны только после демонтажа элементов салона. Новые оригинальные, то есть эластичные, точно изготовленные и долговечные пробки – ходовой товар в автомагазинах.
В чём опасности сырости салона
Сырость ведёт ко многим неприятностям:
- быстрая коррозия кузовного металла;
- проблемы с электропроводкой и коммутацией;
- отталкивающий запах, от которого не спасают проветривания и автомобильные освежители воздуха;
- возможность поселения болезнетворных бактерий, грибков и плесени;
- необходимость замены дорогостоящих деталей обивки и изоляции, которые уже невозможно спасти от запаха;
- появление необъяснимых аллергий у пассажиров.
Поддерживать сухость в пассажирском отсеке надо с самого начала эксплуатации нового автомобиля. Иначе придётся серьёзно обновлять салон, включая электрические кабели и разъёмы.
Как убрать затхлый запах и сырость в автомобиле
Бороться с сыростью проще, чем с образовавшимися из-за неё запахами, наличие которых говорит об уже поселившихся в машине бактериях.
Чистим дренажные отверстия
Надо хорошо знать расположение всех путей дренажа, как от внешней дождевой или моечной воды, так и от климатической установки. В том числе и в дверях, задней части автомобиля, а также рамках переднего и заднего стёкол, если там дренаж предусмотрен.
Вся накопившаяся грязь должна быть удалена, а каналы прочищены. Уделяется внимание и пластиковым трубкам, часто теряющимся, а также резиновым клапанам вентиляции.
Сушим салон отопителем (печкой) или кондиционером
Суть очистки от влаги прогревом состоит в создании максимально высокой температуры, когда воздух позволит испариться накопившейся в глубинах салона воде.
Главное не оставлять потом машину с закрытыми окнами, а проветрить её перед установкой на хранение. Иначе испарившаяся влага вновь сконденсируется с падением температуры.
Кондиционер работает иначе, охлаждённый воздух выделяет лишнюю воду, позволяя ей стечь наружу через дренаж испарителя. Такой способ значительно быстрее, чем нагрев салона. Но при отрицательных температурах кондиционер не включится, потребуется тёплый гараж или автомойка.
Используем влаговпитывающие материалы
Лучший состав для сбора влаги – силикагель. Их него делают вкладыши в упаковки многих промышленных товаров, а также наполнители кошачьих туалетов. Отработавший состав выбрасывают и заменяют новым.
Сушка салона феном или тепловой пушкой
Внешние мощные обогреватели сработают гораздо лучше, чем штатный отопитель. Высушенный салон проветривается прохладным сухим воздухом. Эффект при тщательном выполнении тот же, что и при сушке салона на летнем солнце.
Полная разборка салона, поднятие ковролина
Удалить влагу с покрытия пола вряд ли полностью получится любым из способов. Для правильной сушки салон придётся разобрать, подняв ковролин и шумоизолирующие волокнистые маты, открыв металл кузова.
Процедуру лучше всего проводить летом, но даже в жару потребуется достаточно много времени, эти изделия очень неохотно отдают влагу. Одновременно просушиваются и снятые с машины сиденья.
Как не допустить появление неприятных запахов сырости в будущем
Залог успешной борьбы с сыростью – регулярная сушка салона летом и максимальное исключение попадания воды зимой.
Существует многочисленные способы борьбы с запахами, но практически все они неэффективны, поскольку это устранение следствия, а не причины.
Сухой салон не будет генерировать никаких запахов, все они проявляют бактериальное заражение, а уже остаточные последствия нетрудно добить автомобильными дезодорантами или специальными средствами для борьбы с микроорганизмами.
Это обработка кондиционера и салона, паровая или дымовая очистка. Лучше всего её проведут специалисты, потраченные средства вполне окупаются качеством работы профессионального оборудования.