Как подключить розетку фаркопа к автомобилю на 7, 13 и 15 контактов

Для эксплуатации легкового прицепа мало установить сцепное устройство (фаркоп) и согласовать допустимые нагрузки, в том числе и по тормозам. Необходимо обеспечить подачу напряжения на световые приборы.

При этом не перегрузить штатные цепи и стандартизировать разъёмы, чтобы можно было использовать не только один прицеп, но и любой другой с унифицированной схемой соединений.

Виды разъемов

Достичь полной стандартизации в автомобильной индустрии никому и никогда не удаётся. Машины производятся разными компаниями, странами, а главное – у всех имеется своя техническая школа. Поэтому можно уверенно говорить лишь о нескольких, наиболее распространённых стандартах, да и то с определёнными исключениями.

Считается, что на автомобиле, как источнике питания, устанавливается блочная многоконтактная розетка, а оборудование прицепа оканчивается кабельной вилкой.

Это общепринятый способ, обеспечивающий максимальную электробезопасность. Различия стандартов состоят в количестве контактов (пинов) разъёмов, их типоразмере, назначении и принятых в стране применения устоявшихся систем питания прицепов.

Прочитай: Как установить камеру заднего вида на автомобиль (схема подключения)

Разъёмы работают в открытой среде, поэтому должны быть защищены от грязи, осадков и коррозии. Тем не менее, их приходится периодически очищать химическими и механическими способами.

2 способа подключения розетки фаркопа

При покупке или временном использовании прицепа надо представлять себе, как подать питание на светотехнику.

Проблем не будет при покупке согласованных буксировочных приспособлений (фаркопов) и прицепа, рассчитанного на работу именно с ним или если ранее на автомобиль уже было установлено устройство самого распространённого стандарта, которому соответствует разъём прицепа.

Штатный способ

Некоторые машины включают буксировочное устройство в качестве опции, которая выбирается в процессе определения конфигурации.

Можно не сомневаться, что стандарт будет соблюдён и прицеп получит нужное питание для своих ламп, а электросхема автомобиля не нарушит свою нормальную работу, получив дополнительную нагрузку.

Это важно, поскольку обычно автомобили оснащаются контрольными устройствами, фиксирующими перегрузы или обрывы в цепях. Даже если их нет, будут перегреваться соединительные провода и выходить из строя реле и предохранители.

Универсальное подключение

Наиболее простой способ состоит в подключении контактов разъёма согласно распиновке к имеющимся световым приборам автомобиля.

Многие это выдерживают благодаря наличию запаса по мощности потребителей, но при возникновении проблем с системой контроля или очевидных перегрузках придётся использовать согласующее устройство.

Это покупной или самодельный блок, который воспринимает появление напряжения на штатных лампах лишь как сигнал. При появлении его формируется силовой ток на потребители прицепа.

Такое релейное усиление не создаст помех бортовому контролирующему компьютеру и позволит ставить лампы достаточной мощности. Но монтаж усложнится, потребуется больше знаний в электротехнике автомобиля.

Распиновка разных розеток

Имеется несколько типовых схем подключения, наиболее распространённых в легковых автомобилях.

7-пиновая розетка

Скорее всего это будет круглый разъём с семью контактами. На внешней окружности есть ключ для ориентации вилки относительно розетки.

Он, а также асимметричный набор контактов типа штырь и гнездо, исключают неправильное подсоединение кабеля.

Распиновка разъёмов типовая, определена стандартами DIN/ISO:

  1. Питание левых ламп указателей поворота.
  2. Противотуманный свет, питание +12 Вольт или фонарь заднего хода, требует уточнения при монтаже.
  3. Масса автомобиля, -12 Вольт.
  4. Питание правых ламп указателей поворота.
  5. Правые габаритные лампы, сюда же подключается подсветка госномера.
  6. Лампы стоп-сигналов.
  7. Левые габаритные лампы. Иногда сюда подключаются оба габарита и подсветка номера, а 5 пин не используется или на него выведены лампы заднего хода.

Нумерация контактов нанесена на материале ответных частей, также можно определить её по порядку, например, со стороны контактов блочной розетки первый пин расположен сверху, с противоположной стороны от ключа.

Далее идут контакты от 2 до 6 по часовой стрелке, а седьмой расположен в центре.

13 контактов

13-контактная евророзетка используется в основном для питания больших прицепов-кемперов, сюда выводятся дополнительные функции.

Например, постоянный силовой плюс питания, сигнал включённого зажигания, двойная масса, резервные линии. Стандарт имеет жёсткую распиновку по ISO 11446, проблем не возникает.

При самостоятельной разводке следует руководствоваться достаточно объёмной таблицей с указанием цепей, их нагрузок, цвета и сечения подводящих проводов, сверяясь с электросхемой прицепа.

15-контактная

Такие разъёмы используются на коммерческой технике, тоже стандартизованы, включают специфические цепи, такие как контроль состояния тормозной системы, подъёма оси, а также бортовую информационную двухпроводную шину.

Используется совместно с дополнительными разъёмами электронных систем управления тормозами и стабилизации автопоезда.

Американские соединительные фишки

На американских машинах применен свой типовой разъём по SAE с плоскими контактами ножевого типа.

Самостоятельное вмешательство возможно только с использованием конкретных электросхем автомобиля и прицепа, поскольку назначение проводов может отличаться.

Вплоть до совмещения контактов стоп-сигнала и габаритов, использование одних ламп для индикации поворотов и торможения. Однозначны только +12 Вольт и земля, они всегда на 4 и 1 контактах, «плюс» ближе к ключу, а минус напротив по диаметру.

Через 7 контакт передаётся не только ток на лампу заднего хода, но и на устройство разблокировки тормозов при реверсе.

Оставить отзыв

К началу страницы