Для выключения (выжима) сцепления на автомобиле с механической коробкой передач водитель давит на педаль, а затем это усилие передаётся на выжимной подшипник. У легковых автомобилей и лёгких грузовиков существуют механические или гидравлические системы привода. В первом случае обычно это тросик в оболочке, а во втором – конструкция из главного и рабочего (исполнительного) гидроцилиндров.
Содержание статьи:
Принцип работы гидравлического привода автомобиля
Гидропривод сцепления имеет в своём составе:
- ножной педальный узел, редко ручной рычаг;
- главный цилиндр сцепления со штоком от педали;
- резервуар (бачок) с запасом жидкости, используется та же, что и в приводе тормозов;
- трубопровод между цилиндрами;
- рабочий цилиндр, действующий на выжимной подшипник через вилку или он же в составе гидромуфты с интегрированным подшипником.
Жидкость несжимаема по природе, поэтому усилие незамедлительно передаётся к сцеплению, практически без потерь на трение, как это бывает в механических узлах.
Отсюда плавность работы и хорошая информативность привода. Но и требовательность к обслуживанию, жидкость может протекать, набирать воздух и влагу, уплотнительные манжеты поршней теряют упругость, стареют и изнашиваются, цилиндры коррозируют.
Признаки завоздушивания системы
Если в систему попадает воздух, то свойство не сжимаемости рабочего тела исчезает, при полном выжиме педали рабочий ход штока исполнительного цилиндра или муфты выжимного подшипника сокращается или полностью исчезает.
Сцепление постоянно включено, в том числе и частично (ведёт), переключение передач затруднено или невозможно. Педаль движется гораздо легче, чем на исправной машине, проваливается полностью или на части своего хода.
Водитель выжимает педаль, но рычаг отказывается переходить в положение первой или любой другой из передач. Попытка применить силу приводит к тому, что роль сцепления начинает выполнять муфта синхронизатора первой передачи, автомобиль пытается ползти вперёд, иногда даже включение удаётся, но мотор при этом глохнет. Если же добавить обороты, то включение становится полностью невозможным, синхронизатор не справится.
По теме: Как работает сцепление автомобиля
Дополнительно можно убедиться в неполном выжиме попыткой включить заднюю передачу, где обычно синхронизатор отсутствует. Неподвижная шестерня начнёт входить в зацепление со вращающейся, раздастся характерный скрежет зубьев, после чего желание дальше прилагать усилие к рычагу пропадает.
Когда необходима прокачка гидропривода сцепления
Если гидросистема неисправна, то прокачка, то есть удаление воздуха, ей не поможет. Но попытка делается всегда, поскольку особого труда это не составит, а иногда помогает на достаточно длительное время, например, чтобы добраться к месту ремонта.
Вообще, прокачивают сцепление в следующих случаях:
- после ремонта, связанного с вмешательством в гидропривод, заменой шлангов или цилиндров;
- при регламентных работах по замене жидкости, срок её службы ограничен и указан в документации на автомобиль;
- для выявления неисправностей, связанных с некорректной работой сцепления.
Если работа восстановилась, даже на небольшое время, то причина однозначно в попадании воздуха. Это будет заметно и в процессе прокачки.
Установить точное место потери герметичности сложнее, но в типовом случае потёки на магистралях будут заметны визуально, главный цилиндр виноват в провале педали если иных проблем не обнаружено, а протекание манжеты рабочего видно по жидкости под машиной.
При наличии доступа к месту входа штока поршня главного цилиндра можно обнаружить жидкость и там. На некоторых машинах она попадает даже в салон, к ногам водителя.
Как прокачать сцепление
Суть прокачки состоит в выводе воздуха из системы в тех точках, где он скапливается по закону всемирного тяготения, то есть в верхней части любой изолированной полости.
Это интересно: Как работает выжимной подшипник
На рабочем цилиндре там располагают клапан прокачки, а в главном сверху расположен бачок с жидкостью.
Подготовка и необходимые инструменты
В зависимости от выбранного способа прокачки потребуются следующие инструменты и расходники:
- чистая гидравлическая жидкость требуемого допуска, как правило это DOT4;
- прозрачный эластичный шланг, плотно надевающийся на штуцер прокачки рабочего цилиндра;
- ёмкость для слива жидкости;
- ключи, подходящие по размеру к клапану прокачки и накидным гайкам трубопроводов;
- ветошь;
- пробка бачка сцепления со штуцером.
Иногда требуется обеспечить доступ к автомобилю снизу, тогда нужна смотровая яма, подъёмник или домкрат с надёжными подставками.
Как прокачать сцепление с напарником
Проще всего прокачивать систему вдвоём. Один человек находится в салоне и по команде нажимает на педаль, второй манипулирует ключами снизу или под капотом.
- Заполнить бачок свежей жидкостью чуть выше нормы.
- Ослабить гайку трубопровода главного цилиндра и клапан прокачки рабочего, после чего дождаться вытекания жидкости из образовавшихся неплотностей. Если система была полностью сухая, то потребуется некоторое время. Завернуть гайку и клапан.
- Надеть на штуцер прокачки прозрачный шланг, второй конец которого опустить в ёмкость с тормозной жидкостью.
- Нажать 2-3 раза на педаль и, оставив её в нижнем положении, ослабить клапан прокачки. Наблюдать за выходом воздуха в ёмкость. Завернуть клапан и отпустить педаль. Иногда приходится возвращать её вверх вручную и некоторое время удерживать в таком положении, пока пространство перед поршнем не заполнится жидкостью из бачка.
- Повторять прокачку с ослаблением и затяжкой штуцера пока пузырьки воздуха не перестанут проходить через шланг. Не допускать опустошения бачка.
- Убедиться, что при затянутом клапане ход штока рабочего цилиндра при выжиме педали соответствует номинальному для данного автомобиля. Довести уровень жидкости до нормы. Проверить работу сцепления попыткой трогания автомобиля с места.
Между попытками есть смысл делать паузы, позволяющие воздуху скапливаться около клапана.
Самостоятельная прокачка
Для выполнения работы в одиночку существует несколько способов:
- удерживать педаль нажатой с помощью подходящего груза или упора в сиденье;
- прокачка самотёком через открытый клапан или помогая процессу нажатием на педаль, растёт расход жидкости и времени;
- установить вместо штатной пробки бачка технологическую со штуцером, через которую подавать воздух с небольшим избыточным давлением, ускоряя течение жидкости.
Самостоятельная прокачка требует определённого опыта и терпения, она не так эффективна, хотя и приводит к тому же результату.
Меры предосторожности
Должны быть соблюдены правила безопасности по отношению к людям и технике:
- не допускать попадания рабочей жидкости на кожу или слизистые оболочки;
- соблюдать противопожарную безопасность;
- при работе под машиной использовать только надёжные опоры, не работать только под домкратом;
- прилагать только допустимые усилия к резьбовым соединениям;
- не пользоваться изношенным инструментом;
- применять чистую тормозную жидкость с положенным допуском, без воды и загрязнений;
- не прикасаться к подвижным деталям механизмов при наличии человека в салоне автомобиля.
Запускать двигатель после работы можно только вне помещения или с гарантированной вентиляцией, угарный газ смертельно опасен.