Подушки безопасности – важный элемент пассивной безопасности автомобиля, предназначенный для защиты водителя и пассажиров в случае аварии. Однако при покупке подержанного автомобиля или после ДТП важно определить, срабатывали ли подушки ранее. Некоторые недобросовестные продавцы могут скрывать этот факт, устанавливая заглушки вместо оригинальных подушек или обнуляя ошибки в системе.
Содержание статьи:
Далее мы разберем основные способы проверки, которые помогут вам узнать, были ли подушки безопасности активированы.
Визуальные признаки срабатывания подушек безопасности
Первое, на что стоит обратить внимание при осмотре автомобиля, – это внешние следы вмешательства в элементы интерьера, где расположены подушки безопасности.
- Руль и передняя панель. Если в машине срабатывала подушка водителя, то на руле должны быть видны повреждения или следы ремонта. В некоторых случаях вместо оригинальной крышки устанавливают новую или заклеивают старую. Подушка переднего пассажира расположена в передней панели – при ее срабатывании также остаются следы разрыва или замены пластиковых элементов.
- Обшивка стоек и потолка. В современных автомобилях боковые подушки (шторки безопасности) расположены в стойках и под потолком. При их срабатывании часто остаются неровности, потертости или следы демонтажа.
- Швы и цвет пластика. Если элементы панели или рулевого колеса были заменены, швы могут отличаться от заводских, а цвет пластика или кожи может быть немного другим.
- Элементы крепления. На руле и торпедо могут быть следы снятия – царапины на болтах или неоригинальные крепежные элементы.
Если присутствуют такие признаки, это повод проверить автомобиль более тщательно. Визуальный осмотр – первый шаг, но для полной уверенности потребуются дополнительные методы диагностики.
Проверка бортовой электроники и ошибок системы SRS
Даже если подушки безопасности были заменены, система управления безопасностью (SRS – Supplemental Restraint System) может сохранять информацию о срабатывании.
Читайте также: Если сработала подушка безопасности есть ли смысл ее восстанавливать
Проверка электронной системы автомобиля – один из самых надежных способов выявить факт срабатывания подушек.
Диагностика через бортовой компьютер.
В большинстве автомобилей при включении зажигания лампочка Airbag или SRS загорается на несколько секунд и затем гаснет. Если индикатор не загорается вовсе, это может означать, что он был отключен или заглушен, чтобы скрыть ошибку.
Сканирование ошибок с помощью диагностического прибора.
Чтобы получить точную информацию, необходимо подключить автомобиль к диагностическому сканеру OBD-II.
Если подушки срабатывали, в памяти блока управления могут сохраниться ошибки, например:
- B1001-B1999 – ошибки системы Airbag.
- Crash Data Stored – информация о зафиксированном ДТП.
Сброс памяти блока SRS.
Некоторые продавцы могут удалять ошибки, обнуляя данные блока SRS или заменяя его на новый. Однако в некоторых авто информация о ДТП сохраняется в «черном ящике» – специальной памяти блока управления. Проверить это можно на официальном сервисе марки автомобиля.
Если при проверке обнаружены ошибки системы безопасности, велика вероятность, что подушки уже срабатывали. В таком случае стоит провести дополнительную диагностику и подумать о целесообразности покупки автомобиля.
Осмотр ремней безопасности
Ремни безопасности тесно связаны с системой подушек безопасности. В момент ДТП они блокируются и могут даже немного втягиваться внутрь механизма. Проверка ремней поможет выявить факт срабатывания системы SRS.
Следы блокировки ремня.
Если ремень резко тянется и заедает, это может быть признаком его срабатывания в аварийной ситуации. В некоторых случаях механизм блокировки может быть принудительно сброшен, но следы вмешательства останутся.
Деформация или повреждение пряжки.
После аварии замки ремней могут иметь царапины, трещины или следы перегрева (оплавленные участки). Это происходит из-за того, что в момент резкого торможения ремень сильно натягивается и фиксирует пассажира.
Растянутый или потертый ремень.
Если ремень выглядит растянутым, на нем есть потертости, складки или следы ремонта, это может свидетельствовать о его срабатывании. Заводской ремень всегда должен быть ровным и гладким.
Диагностика натяжителя ремня.
В современных автомобилях ремни оснащены пиротехническими преднатяжителями. При срабатывании они активируются, и их повторное использование невозможно. При диагностике через OBD-II можно проверить ошибки, связанные с этой неисправностью.
Если ремни безопасности имеют явные повреждения или были заменены, это серьезный сигнал, что подушки безопасности могли срабатывать. Важно убедиться, что в машине установлены оригинальные, а не восстановленные системы безопасности.
Проверка VIN-номера и истории автомобиля
История автомобиля – важный источник информации о ДТП и возможном срабатывании подушек безопасности. Чтобы получить точные данные, необходимо проверить VIN-номер (идентификационный номер транспортного средства).
VIN-номер можно проверить на специализированных сервисах (Carfax, Autocheck, Автотека, ГИБДД).
В отчетах может быть указано:
- Наличие зафиксированных ДТП.
- Оценка ущерба после аварии.
- История страховых выплат.
Если номер на кузове плохо читаем, закрашен или перебит, это повод насторожиться. Возможно, автомобиль подвергался серьезному ремонту после аварии.
В некоторых авто наклейки с VIN-номером находятся на стойках дверей, под капотом или в багажнике. Если они отсутствуют или выглядят неоригинальными, это может указывать на замену элементов кузова после ДТП.
Проверка истории автомобиля позволяет избежать покупки проблемного авто с восстановленными подушками или скрытыми повреждениями.
Что делать, если подушки безопасности срабатывали?
Если в ходе проверки выяснилось, что подушки безопасности срабатывали, необходимо определить, как была проведена их замена и насколько качественно выполнены работы.
- Восстановленные или заглушенные подушки не обеспечивают должной защиты. Важно убедиться, что замененные подушки – оригинальные и установлены сертифицированными специалистами.
- Если есть сомнения, лучше обратиться в сервисный центр, где специалисты проведут полную диагностику блока SRS, ремней безопасности и датчиков удара.
- Если продавец уверяет, что автомобиль не попадал в ДТП, но есть следы срабатывания подушек, стоит уточнить, при каких обстоятельствах проводился ремонт.
Если автомобиль с восстановленными подушками не вызывает доверия, лучше отказаться от покупки или потребовать значительную скидку на ремонт.
Система подушек безопасности – важный элемент защиты, и при покупке автомобиля важно убедиться, что она исправна и не подвергалась скрытым манипуляциям.
Визуальный осмотр, диагностика электроники, проверка ремней безопасности и VIN-номера помогут определить, срабатывали ли подушки безопасности в прошлом.
Если есть признаки их срабатывания, необходимо проверить, насколько качественно выполнен ремонт и установлены ли новые оригинальные элементы.
Покупка авто с восстановленными подушками безопасности может быть рискованной, поэтому стоит тщательно изучить все нюансы перед принятием решения.