Все резьбовые соединения в автомобиле затягиваются при монтаже с расчётным угловым моментом. Ослабление этой затяжки недопустимо, как по причине риска дальнейшего самоотворачивания под различными видами нагрузок, так и нарушения режима работы узла.
Содержание статьи:
Поэтому ответственные соединения, а их в средстве повышенной опасности подавляющее большинство, должны быть снабжены средствами предотвращения раскручивания.
Зачем нужны резьбовые герметики
Существуют всевозможные механические приспособления для защиты резьбы от ослабления. Это пружинные шайбы, проволочная или резьбовая контровка, пластиковые вставки. Но часто удобнее использовать составы, представляющие собой нечто среднее между клеем и герметиком. Они одновременно фиксируют резьбу и предотвращают её коррозию.
Резьбовые герметики, они же фиксаторы, наносятся на болты и гайки перед монтажом деталей, после чего под действием усилия затяжки или прекращения контакта с кислородом воздуха полимеризуются и стопорят резьбу. Влага и атмосфера в зазоры уже не попадают, что способствуют сохранности крепёжных деталей.
Адгезия состава с металлом высока, а прочность его достаточна для создания значительного сопротивления отворачиванию. Это создаёт дополнительный статический момент, преодолеть который внешние силы и вибрации не в состоянии. Крепёж надолго останется в исходном напряжённом состоянии.
Виды по цвету
Для удобства пользователей фиксаторы окрашиваются в различные цвета по степени прочности соединения. Это деление условно, и не все производители придерживаются принятых правил.
Стандартами это не регламентируется, но с большой вероятностью по цвету можно определить сферу применения средства.
Синий
Синий цвет имеют фиксаторы средней прочности. Для не очень напряжённых и ответственных соединений этого достаточно, зато демонтаж при ремонте упрощается, меньше риск повреждения деталей. Принято указывать именно их разъёмный характер.
Красный
Красные резьбовые герметики самые сильные. На их этикетках пишут, что соединение становится неразъёмным. На самом деле отсоединить можно даже прикипевшие, ржавые и приваренные гайки, вопрос только в потраченном времени.
Если говорить об опыте использования красных фиксаторов, то отворачивание крепежа, ими обработанного, напоминает ржавую резьбу. Гайка с трудом трогается с места при большом моменте на ключе, а потом идёт тяжело, со скрипом и выделением порошка засохшего герметика.
Считается также, что красные вещества выдерживают значительную температуру. Но на этот параметр цвет вообще никак не влияет.
Это интересно: Как понять в каком состоянии сцепление на механике
Тепловая стойкость должна быть особо указана в сопроводительной документации, но и она обычно сильно завышается из маркетинговых соображений. В реальности как раз повышение температуры соединения используется для ослабления хватки фиксатора.
Зеленый
Зелёные составы наиболее мягкие и слабо держат резьбу. Их применяют при небольших диаметрах, когда более сильная хватка может способствовать срезанию болта в момент попытки страгивания. Но именно по причине исходной миниатюрности таких резьбовых соединений усилия фиксатора зелёного цвета оказывается вполне достаточно.
На что обратить внимание при выборе
Практически все составы изготавливаются по одинаковым принципам действия. Это акриловые соединения со сложным составом и химическими формулами, длинными названиями компонентов, но объединённые свойством быстрого схватывания при отсутствии доступа кислорода. Поэтому хранятся в своей таре они обязательно с наличием некоторого количества воздуха.
Выбор заключается в согласии прежде всего с ценовой политикой производителя, репутацией, специализацией конкретного состава и отдельными характеристиками по назначению.
Момент сопротивления
Сопротивления откручиванию можно определить, как показания динамометрического ключа в момент смещения болта или гайки на отворачивание.
Указать его для конкретного продукта затруднительно, поскольку он разный по размерам резьбы и допускам, определяющим количество находящегося в зазоре состава.
Серьёзные компании, тем не менее, не ограничиваются сообщениями о неразъёмности соединений или нереально высокой рабочей температуре. Указывается несколько вполне конкретных характеристик полимеризованного состава. Даётся и размер тестовой резьбы.
Наиболее важные моментные характеристики:
- адгезия к стали, то есть момент срыва изначально ненатянутой резьбы;
- моменты срыва для разных значений преднатяга;
- момент отворачивания уже стронутого соединения после поворота на определённый угол.
Эти данные чётко определят силовые свойства полимеризованного состава и позволят не ориентироваться по цвету, который особого значения не имеет.
Устойчивость к жидкостям
Крепёж может работать в различных средах, в том числе и достаточно агрессивных. Желательно узнать из технического описания, как средство поведёт себя после воздействия нефтепродуктов, органических растворителей, воды или прочих проникающих веществ.
Таблички содержат данные по снижению прочности в процентах от исходной после нахождения в агрессивных средах на протяжении сотен и тысяч часов.
Агрегатное состояние
Средство должно быть удобным при нанесении. Составы могут иметь разную консистенцию, жидкость, гель или паста. Если мелкие и средние по размеру резьбы удобно обрабатывать окунанием в жидкость, то на крупных её сложно удержать, предпочтительнее гели или пасты. На прочности это никак не сказывается, чего нельзя сказать о цене.
Время реакции
В описании указывается время полимеризации, после которого крепёж наберёт необходимую прочность после затяжки. Это удобно представлять графически, причём несколькими кривыми полимеризации в зависимости от материала поверхности крепёжных изделий.
Они могут изготавливаться из разных сортов стали, цветных сплавов или иметь нанесённое антикоррозийное покрытие.
Подвергать узел рабочим нагрузкам допустимо только после полной полимеризации, которая может достигаться через десятки часов или быстрее.
ТОП лучших фиксаторов резьбы
Однозначного ответа нет, какой из резьбовых герметиков стоит использовать, как правило здесь работает соотношение цена – качество. Покупая недорогой бренд не стоит рассчитывать на его феноменальные характеристики.
Loctite
Имя стало почти нарицательным в отечественной практике для обозначения различных товаров автохимии. Производятся, в том числе, и качественные герметики. Выделить какой-то конкретный продукт здесь невозможно, все товарные составы узко специализированы под конкретные условия применения.
Товары имеют свой номер по каталогу, под которым имеется описание свойств и область оптимального использования. Средства очень качественные и хорошо работающие, но как и все подобные товары, отличаются высокой ценой.
Abro
Широко используемые резьбовые герметики Abro имеют невысокую цену, но при этом уверенно обеспечивают контровку соединения. Наиболее популярно средство TL371, представляющее собой универсальный красный фиксатор в удобной небольшой упаковке.
Держит резьбу хорошо, демонтаж возможен, хотя и со значительным усилием. От коррозии защищает слабо, но в большинстве случаев это не принципиально, качественные крепёжные изделия имеют гальваническую защиту.
IMG
Красный «сверхпрочный» состав под этим брендом действительно работает прекрасно, оправдывая обещанные показатели. Прочие значительно слабее, но видимо они на это и не рассчитаны.
Что использовать вместо резьбового герметика
После примерного изучения состава фиксаторов и принципа их действия становится ясно, что в простых или экстренных случаях можно использовать более «народные» средства.
Ближе всего по свойствам находятся всевозможные цианоакрилатные «суперклеи», которые имеют тот же принцип работы – схватывание и быстрая полимеризация после сжатия и прекращения доступа кислорода.
Можно применить и прочие лакокрасочные средства. Например, нитролаки и нитроэмали, даже лак для ногтей или силиконовый прокладочный герметик.
Естественно, такой прочности, как у промышленных образцов, получить не удастся, но это всё же лучше и надёжней, чем полностью беззащитная резьба.