Некоторые детали автомобиля при покупке их для ремонта на рынке неоригинальных производителей имеют не просто различия по качеству и надежности, но и принципиально иную конструкцию. В частности, по использованным материалам. Изделие может быть заведомо лучшим даже относительно оригинала под брендом автомобильной марки.
Содержание статьи:
И не всегда речь идет о тюнинге, скорее о желании «поставить и забыть». Не исключая одновременное улучшение потребительских свойств.
Функции радиатора отопителя салона
Работу автомобильной «печки» каждый ощущает буквально собственной кожей. И не только, переохлаждение легко приводит к острым и хроническим заболеваниям.
Ведь источник тепла здесь обычно один – радиатор, через который проходит антифриз из системы охлаждения двигателя.
Назначение радиатора – передать тепловую энергию от системы охлаждения двигателя, где она имеется в избытке, к воздуху во внутрисалонном пространстве.
При этом антифриз не должен попасть в салон. Поскольку в радиаторе он находится под давлением, то деталь должна обладать запасом прочности. Но и излишне толстостенными его трубки быть не могут, это затруднит теплообмен.
Для интенсивного обогрева воздуха используется принудительный обдув электровентилятором. Соответственно, площадь поверхности стремится к максимальной при минимуме внешних габаритов, а главное – небольшом аэродинамическом сопротивлении.
Также исключается создание шума, неизбежного при турбулентном течении газа.
Где находится
Источник тепла располагается в передней части салона у моторного щита под панелью, называемой иногда торпедо. Это сделано для уменьшения пути антифриза от двигателя к отопителю.
Здесь же забирается наружный воздух, как от внешнего скоростного напора, так и от электрического вентилятора. При коммутации воздушных заслонок вентиляция может быть настроена на внутреннюю циркуляцию.
Ими же определяется преимущественное направление обдува – в ноги, на лобовое стекло, в верхнюю или среднюю зону салона.
Устройство радиатора печки
Изделие достаточно простое функционально, но высокая эффективность требует довольно сложного конструктивного исполнения.
В состав входят:
- входной и выходной патрубки, к которым хомутами или зажимами крепятся гибкие армированные шланги от системы охлаждения;
- бачки для жидкости трех типов по назначению – входные напорные, выходные для обратного слива и возвращающие в случае нескольких рядов теплообмена;
- трубки для прохода жидкости, расположенные в один или несколько рядов по толщине радиатора;
- турбулизаторы внутри трубок, активно перемешивающие жидкость для отбора тепла;
- пластины между трубками, увеличивающие эффективную площадь теплообмена.
Изделия различаются по количеству рядов трубок, их форме (круглые или плоские), а также по материалу изготовления.
Ремонт или замена отопителя автомобиля
Практически все серийные радиаторы ремонту не подлежат. В случае серьезного засорения, которое не поддается химической очистке (промывке), а также нарушения герметичности, деталь однозначно подлежит замене.
Если автомобиль достаточно старый, в нем может использоваться паяный медный радиатор. Его можно разобрать с использованием нагрева горелкой и паяльной станции, прочистить, устранить течь и восстановить.
Это интересно: Устройство и принцип работы отопителя салона
Практической целесообразности в этом нет, данная профессия почти полностью исчезла.
Трудности обычно возникают при доступе к радиатору. Приходится разбирать переднюю панель и консоль, что создает опасность появления шумов при неаккуратной сборке.
Какой радиатор выбрать
Выбор обычно сводится к ценовому предпочтению. Чем надежнее изделие и чем серьезнее производитель, тем радиатор дороже, но и прослужит он дольше при условии использования качественного антифриза и регулярной его замены.
Но иногда есть возможность вместо стандартного алюминиевого радиатора приобрести медный, латунный или гибридный. Выпускают их мало, такую технологию применяет сильно ограниченное количество фирм.
Чаще это гибриды с медными или латунными трубками, но с алюминием и пластиком в конструкции бачков и пластин.
Алюминиевый (плюсы и минусы)
Подавляющее число серийных изделий изготовлено из алюминия с пластиковыми бачками. Для соединения применяется клей. Такая конструкция технологична и обходится недорого.
Недостатки несущественны:
- теоретически худший теплообмен из-за меньшей, чем у меди теплопроводности;
- склонность к коррозии от агрессивных веществ деградировавшего или контрафактного антифриза;
- низкая прочность, трубки приходится делать тонкими и плоскими;
- клеевые соединения с пластиковыми бачками относительно быстро теряют герметичность от механических воздействий и постоянных температурных деформаций;
- корродирующий алюминий засоряет систему охлаждения твердыми продуктами реакции.
Все это успешно преодолевается производителями, качественное изделие служит долго и хорошо обогревает салон.
Медный (плюсы и минусы)
У медного радиатора недостаток один, но он подавляет все его достоинства – как сама медь, так и технология изготовления из нее обходятся гораздо дороже алюминиевых изделий.
В остальном медные радиаторы эффективнее, они лучше проводят тепло, отличаются прочностью, меньше засоряются и позволяют ремонт обычной пайкой оловянными припоями. Тем не менее рынок давно их вытеснил в пользу алюминия.
Популярные производители
Наиболее известны такие компании по производству радиаторов, как Valeo, Behr Hella, AVA. Это качественные, надежные изделия.
Существуют бюджетные и премиальные линейки, отличающиеся надежностью и ценой. Встречаются медные, латунные и гибридные, но не на все модели.
Уверенно можно брать продукцию Nissens. Фирма стремится удерживать умеренные цены, но при этом тщательно следит за качеством.
А для отечественных моделей и многих недорогих иномарок медные и алюминиевые изделия в широком спектре выпускаются компаниями Luzar и ДААЗ.