Не требуют предварительной подготовки только дешевые краски в одноразовых баллончиках под давлением. Ими тоже можно пользоваться в некоторых простейших случаях, но для серьезных малярных работ понадобится смешивать компоненты в строго заданных пропорциях непосредственно перед нанесением.
Содержание статьи:
Для этого нужен опыт и оборудование, самым простым элементом которого будет мерный стаканчик для красок и прочих подобных материалов.
Что из себя представляет мерный стаканчик для смешивания лакокрасочных материалов
Даже к такому простейшему приспособлению должно быть предъявлено некоторое количество требований, дабы не усложнять процедуру его практического использования:
- стакан должен быть прозрачным для визуального наблюдения границ доливаемых компонентов через боковые стенки;
- очень желательно наличие герметичной крышки, многие составы быстро портятся в присутствии атмосферы или просто подсыхают;
- материал сосуда подразумевает многократное использование, возможность мойки агрессивными растворителями, инертность к химическим веществам, входящим в состав красок, лаков, их отвердителей и катализаторов, обычно вполне достаточно небьющегося и дешевого полипропилена;
- внешняя сторона стенок часто содержит краткую инструкцию по пользованию в наиболее распространенных случаях, мнемонические правила по работе с объемными частями и процентами;
- обязательно нанесение хорошо видимых и рельефных рисок основной шкалы, по которой и определяется количество частей и их объем;
- шкал должно быть несколько, так удобнее работать с различными вариантами соотношения компонентов и заданного количества получившегося готового продукта.
В общем случае для смешивания используются три компонента – базовый материал, отвердитель и разбавитель.
Соответственно, работа происходит с тремя шкалами в каждом процентном наборе.
Процесс смешивания красок
Краски и лаки, а также грунтовки, акрилового типа, а это самый распространенный продукт, обычно продаются в двухкомпонентном исполнении.
Указывается процентное соотношение составляющих, а количество разбавителя позволяет регулировать вязкость. Это важно при настройке технологии окрашивания, каждое сочетание распылителя, рабочего давления, величины факела и расстояния до детали требует вполне определенных значений вязкости.
Третья величина чисто потребительская – сколько потребуется конечного материала в результате каждого замеса.
Определяется площадь окрашивания, толщина слоя и емкость бачка пистолета-распылителя. Исходными данными для замеса станут пропорции и итоговое количество в миллилитрах.
Иногда при подборе цветового оттенка состав не смешивается, а выдается частями с указанием пропорций. Тут важна точность, простой стаканчик вряд ли поможет.
Использование таблицы пропорций
Таблицы наносятся в виде шкал на мерные стаканчики. Они могут несколько отличаться.
В частности, шкалы по компонентам могут быть отдельными для каждого, объединенными в группы по требуемым пропорциям или отдельными по итоговому количеству разведенного продукта.
В любом случае принципы разведения примерно одинаковые.
- Определяется количество смешанной краски, если стаканчик это предусматривает. Иногда они рассчитаны на фиксированное значение, для его изменения надо взять емкость другого размера из набора. Выбирается нужный набор шкал.
- По значению соотношения (например, 4:1) берется соответствующий раздел шкал. Обычно это указано в верхней части рисок, объединенных в группы.
- По шкалам определяется количество заливаемой базовой краски. Она и наливается до выбранной риски. Далее по второй риске доливается отвердитель, а при необходимости по рискам процентов (например, 10 или 20%) добавляется разбавитель.
- Остается перемешать смесь, которая отмерена в нужном количестве и приступить к окрашиванию.
Смесь в готовом виде долго не хранится, надо следовать указанному времени, за которое она не изменит вязкость.
Зачем и как измерять вязкость краски
Качество конечного результата окрашивания зависит от многих факторов, во многом и от вязкости наносимой краски или лака. Жидкий продукт склонен к образованию подтеков, всевозможных кратеров, пузырей и прочих многочисленных дефектов поверхности, практически устранимых только полным снятием слоя и перекрашиванием.
Густой ничуть не лучше, он имеет плохую адгезию, глянца не будет, шагрень придется шлифовать, что тоже не всегда поможет в случае пересушенной структуры.
Строго выставить точное значение вязкости по ощущениям сможет только самый опытный маляр. В прочих случаях лучше пользоваться хотя бы самым простым измерителем вязкости – вискозиметром, с которым несложно научиться работать.
Это конструкция типа воронки со сменными калиброванными соплами. Вязкость определяется по скорости вытекания жидкости через эти отверстия.
Фильтрация краски после разбавления
В исходные компоненты и в конечный продукт после смешивания может попасть что угодно. Эти включения закупоривают сопла, а если и пройдут через них, то испортят весь внешний вид свежеокрашенной детали.
Поэтому краска, лак и грунт обязательно фильтруются перед использованием. Применяются имеющиеся в продаже одноразовые фильтры, вставляемые в воронку.