Потенциальных источников выделения тепла в зоне колёсных ступиц автомобиля два – это подшипники и тормозные механизмы. При полной исправности колёса не греются, поскольку трение качения ступиц минимально, а колодки отведены от дисков или барабанов. Но целый ряд нарушений может повлиять на резкий рост сил трения.
Содержание статьи:
Скорость относительного перемещения деталей и передаваемая от двигателя энергия велики, ступицы, тормоза и колёса начинают сильно нагреваться, что приводит к разрушению узлов и даже к пожару на ходу.
Основные причины почему греются передние и задние колеса автомобиля
Для проверки на присутствие неисправности следует проехать некоторое расстояние с исходно холодными колёсами, при этом не пользуясь тормозами.
Если температура не выросла, в то время как при обычной езде диски горячие, то это означает неэкономичный стиль езды с частыми интенсивными торможениями. Колёса просто не успевают остывать. При этом обычно нагрев равномерный по всем колёсам.
По теме: Почему тормозные колодки изнашиваются неравномерно, где искать причину
Если же тест показал, что температура растёт, несмотря на отсутствие нажатий на тормоз, значит есть причины, связанные с неполадками в ходовой части или ошибками водителя.
Движение с затянутым ручником
Распространённое явление среди начинающих – забывчивость при трогании с места. Избавляют от этого только самые современные автомобили с автоматическим стояночным тормозом.
Все прочие ограничиваются лампочкой на приборной панели, которую можно и не заметить.
Частично помогает правильная регулировка и поддержание в идеальном порядке системы ручника. Тогда при полностью затянутом рычаге колёса будут заблокированы настолько надёжно, что тронуться не получится, или необходимость более сильного нажатия на газ будет замечена.
В прочих случаях даже кратковременная поездка с задействованными колодками стояночной системы вызовет сильнейший нагрев задних колёс, вплоть до появления дыма от механизмов и шин.
Колодки скорее всего придётся заменить, накладки будут перегреты и ожидать дальнейшей эффективности не стоит.
Заклинил поршень или направляющие суппорта
При езде колодки должны отходить от диска после отпускания педали за счёт очень небольшого усилия упругих элементов поршней.
Оно легко может быть скомпенсировано за счёт коррозии в рабочих цилиндрах или заедания направляющего аппарата суппорта.
Прижатые колодки вызовут постоянный нагрев, обычно на одном из колёс, одновременные проблемы на двух и более маловероятны.
Завоздушивание тормозной системы
Воздух в гидравлике обязательно снизит эффективность торможения, но на первый взгляд вызывать нагрев колёс не должен. Но это не так, физический механизм имеется.
Появившийся в тормозной жидкости воздух постоянно меняет свою температуру. В том случае, когда она повысилась, система начнёт испытывать избыточное давление, не пропадающее и после снятия ноги с тормоза.
Эта сила и окажется приложенной к поршням рабочих цилиндров, легко преодолев небольшое усилие, направленное на отодвигание колодок от дисков.
Образовавшееся постоянное прижатие вызовет всё тот же эффект притормаживания, колодки и диски начнут греться, передавая тепло на ступицу и колесо.
Износ ступичного подшипника иди отсутствие смазки
Сила трения качения в подшипнике зависит от соблюдения идеальных геометрических форм его составных частей, а также от наличия смазки. Долго это продолжаться не может, шарики, ролики, обоймы и сепараторы подвержены износу, деформации и образованию раковин (питтингу).
В результате трение растёт, вместе с ним и температура, что ещё больше ухудшает ситуацию. Смазка деградирует как от времени, так и от температуры.
Ступица перегревается, подшипник начинает издавать звуки в виде воя и хруста, если не заменить детали, то наступит полное разрушение, колесо отделится от машины.
Прикипела тормозная колодка
Колодки должны иметь хорошую подвижность в своих направляющих деталях, но коррозия и износ меняют ситуацию.
В итоге колодка полностью фиксируется за счёт перекосов и накопления продуктов коррозии. Торможение станет постоянным, что и приведёт к описанным выше последствиям.
Повело тормозной диск
Диски при работе сильно нагреваются, после чего должны медленно остывать, тогда их форма останется прежней. Но по нескольким причинам она не восстанавливается:
- некачественные детали;
- перегрузка тормозов интенсивной эксплуатацией, потеря температурной прочности;
- резкое охлаждение при попадании воды;
- близкий к предельно допустимому износ.
Искривлённый диск не помещается в зазор между колодками, задевая их при вращении. Это вызовет дальнейший рост температуры.
Перетянут ступичный подшипник
В подшипниках ступиц должен быть небольшой зазор на величину тонкого слоя консистентной смазки. Подача жидкого масла здесь не предусмотрена, как, например, в ведущих мостах.
Если подшипник регулируемый, то ошибки при выполнении этой операции полностью разрушат смазку, она выдавится из зоны контакта тел качения с обоймами. Наступит перегрев, а затем и опасный питтинг.
Как влияет перегрев ступицы на безопасность вождения
Колесо держится на ступице, которая через подшипник соединена с кулаком подвески или цапфой. После сильного перегрева подшипник разрушится, колесо получит полную свободу.
В лучшем случае его временно удержит зажатый между колодками тормозной диск, но очень ненадолго.
Это надо знать: Что делать если прикипело к ступице колесо
Оставшись на трёх колёсах, машина с большой вероятностью попадёт в тяжёлое ДТП на встречной полосе или за обочиной дороги.
Как избежать нагрева колес
Для профилактики аварийных ситуаций, связанных с отказами тормозов или отделением колёс от автомобиля, необходимо тщательно соблюдать регламент технического обслуживания.
Он заключается в:
- регулярных заменах тормозной жидкости, тормозных колодок и дисков, обслуживании и смазке суппортов;
- контроле люфтов в ступичных подшипниках, своевременных регулировках, где это предусмотрено;
- немедленной реакции на любые звуки в движении со стороны ступиц, любая неравномерность вращения вывешенного колеса означает замену подшипника;
- при появлении вибраций в такт вращения со стороны тормозных дисков надо выявлять их искривление и менять детали;
- в работе ручного тормоза не должно быть никаких закисаний, отказов или снижения эффективности.
Все работы по контролю обязательно проводятся при каждом ТО, а замена колодок должна сопровождаться полным обслуживанием всех тормозных механизмов.