У каждого сочетания конкретной модели автомобиля со вполне определенной шиной есть прогнозируемый ресурс по протектору. То есть при соблюдении элементарной осторожности и без злоупотребления разгонной, поперечной и тормозной динамикой можно с достаточной точностью предсказать ресурс. Но иногда ситуация выходит из-под контроля по причине неисправности автомобиля.
Содержание статьи:
Связано это с состоянием деталей ходовой части и регулировкой их взаимного расположения.
Что означает выражение — «машина жрет резину»?
Общий смысл такого явления – ускоренный износ протектора относительно среднестатистического. Но равномерно по всей площади цилиндрической поверхности беговой дорожки это происходит редко.
Разве что при вождении в спортивном режиме с интенсивными разгонами и торможениями по прямой. Чаще износ затрагивает отдельные участки. Остальные тоже страдают быстрее обычного, но бросается в глаза именно искажение формы шины в зоне протектора.
Прочитай: Почему водители в бескамерные шины вставляют камеры и как это сделать
Возможны различные случаи проявления эффекта неравномерного быстрого износа:
- по центру беговой дорожки, края при этом лысеют гораздо медленнее;
- наоборот, края уходят быстрее середины;
- асимметричный износ, внутренняя или внешняя сторона покрышки относительно продольной оси автомобиля прогрессивно теряется;
- тот же эффект, но при этом на профиле шашек протектора имеются следы пилообразного характера;
- потеря резины носит пятнистый или ямочный тип, с потерей отдельных шашек или постепенно.
Заметив подобные изменения, надо срочно принимать меры, страдает не только бюджет, но и управляемость, а значит и безопасность.
Рекомендуемая некоторыми инструкциями периодическая перестановка шин по кругу или иной схеме лишь частично замаскирует проблему. Она иногда полезна, но цель не в том, чтобы скомпенсировать неравномерный расход резины.
Почему изнашивается покрышка с внешней стороны спереди или сзади
Чтобы уход материала протектора был равномерным, нагрузка на все участки пятна контакта шины с дорогой сохранялась стабильной во всех режимах движения.
Так в реальности не бывает, но при правильных регулировках ходовой части перераспределение нагрузок происходит хотя бы симметрично, меняясь по вектору со средней точкой в нейтральном положении.
Гарантируют это исправность подвесок, ступичных узлов и точная регулировка углов положения колес.
Особую важность в последнем аспекте имеют углы схождения и развал.
На самом деле их не два, а больше, но даже сам факт устоявшегося названия регулировочной процедуры «сход-развал» говорит о преобладании двух основных:
- внешняя сторона протектора будет съедаться при чрезмерно положительном угле развала, когда колесо наклонено наружу на нештатную величину;
- то же будет происходить при излишнем положительном схождении, то есть колеса как бы сведены к середине переднего бампера;
- при наличии пилообразного износа можно утверждать, что преобладает именно фактор схождения.
Углы невозможно сохранить стабильными после любой регулировки, если имеются неисправности в подвеске или геометрии кузова.
Изношенные сайлентблоки, погнутые рычаги, люфтящие ступицы – тут нельзя говорить о каких-либо точных градусах и минутах положения плоскости вращения. Всегда перед стендом делают полную диагностику ходовой.
Разумеется, все это касается не только передней оси, но и задней. Отсутствие штатных регулировок углов не говорит о том, что они навсегда зафиксированы. Погнуть или привести в негодность иным способом можно что угодно.
Причины износа резины с внутренней стороны спереди
Все, перечисленное выше, касается и прямо противоположного случая, когда речь идет о внутренней стороне контактного пятна.
Меняется только знак отклонения углов с плюса на минус, а если облысение прогрессирует только на одном колесе, то можно говорить об асимметричном нарушении развала, проблемах с подвеской или браке самой шины.
Излишне бюджетные покрышки могут иметь отклонения по свойствам резины в разных участках изделия.
Отчего неравномерно съедает протектор
Помимо нарушений в установке плоскости вращения, существуют и другие причины аномального износа:
- резкие торможения, отчего на шинах возникают локальные проплешины;
- перегревы шины с неравномерным распределением температуры или неоднородной стойкости протектора по массе резиновой смеси;
- неправильный случайный или умышленный выбор размера шин для данного автомобиля;
- несоответствие размерности шин и колесных дисков;
- ошибки при выполнении балансировки колес;
- утеря установленных балансировочных грузиков;
- налипание грязи и льда на внутреннюю поверхность колес;
- попадание посторонних предметов или мусора внутрь покрышки при монтаже её на диск;
- недопустимый по технологии ремонт покрышки после порезов;
- повреждения корда или брекера, нарушение геометрии шины под давлением;
- проведение балансировки заведомо непригодного колеса с большим количеством грузиков;
- движение на большой скорости после проведения только статической балансировки;
- плохая работа амортизаторов или их несоответствие модели автомобиля;
- пренебрежение сезонной заменой резины.
Равномерность износа шин надо проверять регулярно, измеряя глубину протектора в разных точках линейкой или глубиномером штангенциркуля.
При первых замеченных отклонениях шину еще можно спасти, незамедлительно проведя сначала полную диагностику ходовой части и геометрии кузова, после чего посетив стенд регулировки углов установки колес.
Там надо создать полную модель автомобиля, проведя замеры на обеих осях. Стоимость комплекта шин такова, что подобные расходы на современный компьютеризированный стенд с большим запасом окупаются.