Выхлопная система предназначена для удаления отработанных газов из цилиндров двигателя. Они сбрасываются в атмосферу обычно от заднего габарита автомобиля, исключая попадание в салон через неплотности. Но у некоторых машин там вместо одного обязательного патрубка стоят два, а то и больше.
Содержание статьи:
На фоне глобальной экономии во всём при массовом производстве это выглядит нелогично. Тем не менее, основание для подобного конструкторского шага имеется, и не одно.
Для чего стали использовать раздвоенный глушитель
Изначально сдвоенный выхлоп стал продолжением конструктива многоцилиндровых моторов V-образной компоновки.
Два ряда цилиндров, две головки блока, два выпускных коллектора. От каждого идёт свой выхлоп, в пространстве они разнесены, особого смысла сводить всё в одну трубу нет.
Если уж двигатель настолько сложен и массивен, то на однотрубной системе много не сэкономить. Всё последующее основывалось на данной схеме, но ею не ограничилось.
Можно свести в список данную причину и её наследие:
- Двойной выхлоп двухрядных моторов, как необходимость отводить большое количество газов, не используя труб большого диаметра. Выхлопная система располагается под днищем автомобиля, габаритные трубы снизят дорожный просвет, вызовут компоновочные сложности. Две трубы меньшего диаметра разместить проще, как и автономные глушители на каждый канал. Между тем снижать сечение нельзя, это приведёт к большим насосным потерям и снижению КПД двигателя. Уменьшится мощность, возрастёт расход.
- Подобная организация выхлопа стала свидетельствовать об установке солидного мотора. Не все могут позволить себе комплектацию машины подобным силовым агрегатом, а казаться богаче и спортивнее хочется многим. Производители стали помогать своим клиентам, устанавливая двойные патрубки даже на скромные двигатели, где они не требуются. Часто даже не реальные, а декоративные, чистые муляжи, но эффектно выглядят.
- То же можно сказать и о звуке выхлопа. Разнесение выпуска цилиндров по нескольким магистралям позволяет точнее настраивать акустику на низкочастотную тембровую окраску и отсутствие неприятных нечётных гармоник звукового спектра.
- Высокая степень форсировки даже в случае малоцилиндровых моторов небольшого объёма без использования наддува (атмосферных) требует настройки выхлопа. Соседние цилиндры мешают друг другу, работая на общую магистраль. То есть в пульсациях газов отвод очередной порции может наткнуться на зону высокого давления от другого цилиндра, наполнение резко упадёт, отдача снизится. Настройка сводится к противоположному эффекту, когда порция газов совпадает с разрежением, так очистка усиливается. Но это возможно только с применением многоканальных коллекторов.
Параллельные трубы и глушители могут быть установлены заводом или предприятиями автосервиса в рамках тюнинга.
Варианты установки
Развести каналы выхлопа можно на разных участках выпускной магистрали.
Лучшее решение – раздельные участки, начиная от выпускного коллектора, но оно же и самое затратное по массе, стоимости и габаритам.
Можно выполнить раздвоение от резонатора, а для устранения взаимного влияния в коллекторе использовать настроенный выпуск типа «паук».
Чисто декоративное решение – установка двух оконечных глушителей со своими патрубками, работающих от общей трубы под днищем, хотя некоторую пользу приносит за счёт сокращения габаритов выпуска под полом багажника.
Аналогичное решение, но глушитель один, имеющий два выходных патрубка.
Эконом-вариант, имитация патрубков пластиковыми диффузорами, реальный выхлоп скромных размеров вообще не виден под днищем.
При выборе варианта надо определиться с целью доработки – это может быть внешний спортивный тюнинг или реальная доводка мотора.
Виды спортивных глушителей
Тюнинговые глушители отличаются многообразием форм и решаемых задач, но если речь идёт о двойном выхлопе, то это обычно так называемые Т-образные изделия, направляющие общий поток в один или два корпуса, соответственно на выходе имеющие по патрубку на каждый или трубное разветвление на два параллельных канала.
Спортивность тут очень условна, в основном это касается только внешнего вида. Конкретная модель подбирается по автомобилю, чтобы избежать снижения дорожного просвета и уменьшения производительности.
Как самому сделать раздвоенную систему выхлопа
Для самостоятельного изготовления надо располагать подъёмником или смотровой ямой, сварочным аппаратом, отрезной машинкой и некоторыми навыками в пространственном проектировании.
Это интересно: Зачем нужен резонатор в выхлопной системе, признаки неисправности
Проводятся замеры пространства, где ранее стоял штатный глушитель, подбирается конкретная модель Т-образного. Затем составляется чертёж, по которому работа комплектуется трубами и крепёжными элементами.
Надо помнить, что вся конструкция сильно нагревается, магистрали нельзя проводить близко к кузовным элементам, особенно топливным и тормозным.
Система собирается в виде макета, прихватывается точками сварки, затем подгоняется по месту и окончательно проваривается до полной герметичности. Эластичные подвесы можно взять от любой модели автомобиля.
В большинстве случаев проще и дешевле обойдётся обратиться в специализированную мастерскую по выхлопным системам и тюнингу.
Там есть не только типовые варианты, но и возможности, трудно реализуемые в гаражных условиях, например, сварка нержавеющей стали.
Важно получить гарантию, что ничего не станет вибрировать, стучать о кузов, создавать неприятный звук и запах в салоне. У начинающего мастера вряд ли это сразу получится.