Посторонние запахи, как и звуки, в салоне могут быть случайными, беспокоящими или опасными. Горелое масло в разных случаях относится к любой из этих трёх категорий. Всё зависит от причины явления, поэтому ситуация требует изучения и точной локализации.
Содержание статьи:
Из-за чего в салоне может пахнуть горелым маслом
Масло в агрегатах находится в объёмах, герметизированных уплотнениями и сальниками. К тому же его тепловой режим строго регулируется, и гореть оно в исправной машине не должно.
Да и само масло способно выдерживать значительную температуру без быстрого окисления, то есть не выделять дым с характерным запахом даже при контакте с воздухом, содержащим кислород.
Но при неисправностях ситуация изменяется:
- масло может перегреваться внутри агрегатов, расходоваться на угар или просто медленно окисляться с выделением дыма;
- вытекая или просто проходя в виде масляного тумана через уплотнения, оно способно попасть на нагретые части выхлопной системы с тем же результатом;
- под запах горелого масла могут маскироваться иные материалы или расходники при нештатной работе и перегреве.
Даже если всё это происходит, запаху ещё нужно проникнуть в салон. Герметичность его обеспечивается в разной мере, сильно отличаясь как по маркам и моделям автомобилей, так и по степени их изношенности. Некоторые кузова способны подхватывать посторонние ароматы даже от соседних автомобилей в медленном транспортном потоке.
Распространенные причины
Важно в первую очередь определить источник попадания дыма в салон. Это могут быть открытые окна, моторный щит, днище кузова или задняя дверь в хэтчбеках и универсалах.
Правильно определённое направление поможет найти и устранить проблему.
Запах масла из двигателя
Наиболее распространённые источники масляного дыма из-под капота не всегда связаны с неисправностями. Чаще это последствия проведения ремонта или обслуживания автомобиля, когда неизбежно замасленные при этом детали выпуска начинают обгорать.
По теме: Как заменить заглушку в блоке двигателя при возникновении течи
Дым может быть устрашающе густым, но совершенно безобидным, а после завершения выгорания попавших на детали масла или смазок он прекращается.
Но случаются и более тревожные причины:
- Подтекание в месте стыка клапанной крышки с головкой блока. Расположенная там резиновая прокладка быстро теряет упругость и не удерживает масляное запотевание. Особенно если крышка пластиковая или тонкостенная стальная, и нужной жёсткостью не обладает. Масло обязательно попадёт на раскалённый выпускной коллектор, который расположен ниже стыка, дымить будет в умеренных количествах, но постоянно. Придётся менять прокладку или обновлять герметик.
- При повышенном давлении в картере из-за износа поршневых колец или нарушений в работе системы вентиляции картера масло начинает выдавливаться по всем уплотнениям, даже из заливной горловины. Весь двигатель быстро покрывается налётом, в том числе и выпускные трубопроводы. Необходимо провести диагностику мотора и выявить причину повышенного давления.
- Если начинают пропускать сальники коленчатого и распределительных валов, то в масле будет вся нижняя часть двигателя, откуда оно может попасть под набегающим потоком воздуха на выхлопную трубу. Изношенные сальники надо менять, заодно выяснив причину износа, она может заключаться не только в низком качестве или старости кольцевых уплотнений.
- Прокладка картера тоже не вечная, как и момент затяжки его шпилек. Со временем крепёж ослабевает, поддон замасливается. Обычно подтяжка уже не спасает, надо менять прокладку или герметик.
При правильно работающей системе вентиляции картера в пространстве под поршнями давление пульсирует, но в среднем оно не должно быть избыточным. Проверить это можно манометром с нулём в центре шкалы, подсоединив его через уплотняющий наконечник к отверстию под масляный щуп. Проверка производится при разных оборотах коленвала и положениях дроссельной заслонки.
Запах масла со стороны трансмиссии
Причины выхода масла из корпусов коробок передач, раздаточных коробок и редукторов ведущих мостов те же, что и у двигателя. Вытяжной системы вентиляции тут нет, поэтому стоит убедиться в исправности сапунов, стравливающих избыточное давление при температурных перепадах.
В остальном ремонт сводится к замене сальников, прокладок и старого герметика. Иногда виной плохой работы вполне исправных уплотнений становятся вибрации и люфты подшипников на валах или избыток масла выше нормы.
Из иных причин появления запаха можно назвать подгорание масла во фрикционах автоматических коробок и очень похожий запах, вызванный износом накладок сцепления при механических КПП.
В первом случае возможны проблемы с коробкой, но масло следует заменить в любом случае, а во втором всё зависит от степени подгорания ведомого диска. Возможно, что он ещё не получил непоправимых повреждений, просто был локально перегрет.
Запах гари в выхлопе
Если запах горелого масла проникает в салон из выхлопных газов, то в первую очередь следует озаботиться герметичностью системы и кузова. Когда всё исправно, то в салон ничего попадать не должно. Опасность не в масле, а во вредных веществах выхлопных газов.
Само же масло расходуется на угар во многих двигателях, и это не всегда является признаком неисправности. Существуют нормативы расхода в литрах на 1000 километров пробега. В любом случае, если расходуется литр и более, то надо искать причину.
Это могут быть:
- изношенные или затвердевшие сальники клапанов;
- износ и залегание поршневых колец;
- увеличенные зазоры между поршнем и цилиндром;
- некачественное масло в двигателе или его избыток;
- проблемы с агрегатом турбонаддува.
Мотор может потребовать различной сложности ремонт, но даже у сильно дымящих автомобилей запах сгоревшего в нём масла в салон не попадёт. Поэтому искать придётся и неплотности в кузове, а также места сквозной коррозии элементов системы выпуска. Которые, кроме запаха, обеспечат ещё и очень некомфортное звуковое сопровождение.