Завершающим этапом кузовного ремонта автомобиля становится покраска. Важно обеспечить совпадение цвета повреждённых деталей со всеми остальными. Не так давно эту задачу кардинально решали только полной окраской всего кузова, поскольку человеческий глаз при хорошем освещении способен разделять мельчайшие оттенки даже одного и того же цвета.
Содержание статьи:
Сейчас в распоряжении маляров имеются средства, гарантирующие точное соответствие ремонтной краски и основной, в подборе совместно участвуют мастер по восстановлению изначального состояния кузова, и специалист по колористике.
Что нужно учитывать при подборе автоэмалей
Практически всегда ставится задача стопроцентного попадания в цвет за гранью чувствительности человеческого глаза к оттенкам.
При этом условия оценки результата зависят от множества факторов:
- происхождение автомобиля, его принадлежность к той или иной конструкторской школе;
- конкретное место расположения автозавода, где машина была произведена;
- базовая марка краски, использованной для кузова;
- использованная на заводе технология окраски;
- производитель пигментов, введённых в краску на малярном участке автозавода;
- степень износа лакокрасочного покрытия;
- освещение, при котором производится оценка соответствия;
- углы падения света, оттенок не должен выделяться при любом из них;
- технология ремонтной окраски;
- толщина слоя предполагаемого покрытия;
- используемая линейка ремонтных материалов;
- базовый цвет, некоторые имеют особую сложность при подборе.
Идеально справиться со всеми особенностями поставленной задачи смогут только подготовленные и опытные специалисты.
Результат зависит от мастера
Первая обязанность грамотного маляра – постоянно работать с одним и тем же колористом. Только так можно получить базовые знания и опыт по попаданию в цвет по конечному результату, а не просто получить подобранную краску, нанести её привычным способом, а потом начать всё с нуля, поскольку оттенок не совпадает.
Прочитай: Как покрасить авто из баллончика
Сравнение пробного напыла с образцом также производит мастер. Он и принимает решение, что именно этот состав годится для финишного нанесения. Для этого маляр производит свою выкраску, уже по собственной технологии и сравнивает результаты.
С первого раза получается редко, разве что в тех случаях, когда-либо мастер давно работает в данном тандеме и все нюансы ему известны, либо цвет достаточно простой, либо высоких требований по совпадению не предъявляются, важнее конечная цена, такое часто случается.
Отсюда вытекают требования к мастеру по ремонтной окраске. Он должен работать только со своей привычной технологической линией от одного производителя, что обеспечивает повторяемость результатов.
И не пытаться сложить с себя ответственность за конечный результат, мотивируя отклонения недостатками «компьютерного» подбора. Который редко обеспечивается каким-то чудо-компьютером, в конечном счёте всё решает человек.
Оценка покраски производится после полного высыхания эмали
Во всём процессе подкраски цвет покрытия будет изменяться. Вначале всё зависит от укрывистости эмали, через неё может просвечивать грунтовка.
Причём не только та, которую наносят, но и заводская. Там тоже слой краски и её качества не всегда обеспечивают стопроцентное закрытие лежащих ниже материалов.
Затем краска начинает изменять цвет по мере высыхания. Этот процесс зависит от конкретных условий сушки, использования тех или иных базовых материалов и пигментов, а также от взаимодействия их между собой.
Даже верхний слой формально бесцветного лака изменит оттенок, поэтому перед оценкой и принятием решения необходимо пройти все технологические этапы, включая полное высушивание.
Только потом образцы можно сравнивать при разном освещении и под разными углами.
Методы подбора краски для автомобиля
При подборе краски необходимо использовать все возможности. Так сократится и сам процесс подбора, и количество неудачных попыток, будут сэкономлены время, материал, а значит и денежные средства.
По вин-коду
У каждого автомобиля имеется индивидуальный 17-значный идентификационный номер, который может быть расшифрован заводскими каталогами, после чего выдаётся условный заводской номер краски. Это не означает, что процесс подбора закончен, достаточно взять краску указанного номера.
Даже на автозаводе могут использовать краску от разных производителей, не говоря уже о том, что замесы основы с пигментами постоянно изменяются, то есть данный способ обеспечит существенное ускорение работы колориста, но не более того.
Точное попадание в оттенок безусловно предусматривает прохождение всех этапов технологической операции.
С помощью специальных программ
У специалиста по подбору цвета имеются в распоряжении сервисные программы, которые указывают ему сколько и каких конкретно пигментов закладывать.
В результате получится цвет, очень похожий на требуемый, но при сравнении разница окажется существенной и будет хорошо заметна, то есть это также лишь один из этапов многоступенчатого процесса.
Подбор по образцу
Образец, в качестве которого обычно берётся крышка заправочного люка, как деталь, редко перекрашиваемая, поскольку маловероятно её повреждение при ДТП или в результате коррозии. К тому же её легко снять и доставить колористу.
С ней уже достаточно просто сравнить результат, используя для этого визуальный или инструментальный методы.
Машина в процессе эксплуатации могла быть перекрашена полностью, включая крышку люка, а также потерять исходный цвет после многолетней эксплуатации и естественного выгорания краски.
В этих случаях образец, которым может быть и любая другая деталь, становится наиболее главным отправным пунктом.
Возможно придётся и предоставлять автомобиль целиком, чтобы сравнение производилось с критически важными деталями, близко расположенными к точке ремонта, а не с лючком, который может иметь иной оттенок.
Подбор спектрофотометром
Профессиональный спектрофотометр обладает огромными возможностями по различению цветовых оттенков, превышая способности человеческого глаза, поэтому он выступает в роли самого главного прибора при уточнении цвета.
Спектрофотометр работает в составе комплексной установки, обеспечивающей нужное освещение лампами разного спектра, установленными под различными углами.
Оттенок уточняется, и программа получает исходные данные по количеству и качеству смешиваемых пигментов.
Факторы, влияющие на точность подбора автоэмалей
Для получения наиболее качественного результата желательно учесть всю историю автомобиля от конвейера до попадания в кузовной ремонт. Это необходимо для уточнения информации, полученной предварительно и по данным приборов.
Окружающая среда
На краску оказывают влияние химические вещества, попадающие из атмосферы, а также агрессивные составляющие спектра солнечного излучения. Соответственно многое будет зависеть от региона эксплуатации, её интенсивности, условий хранения автомобиля.
На ЛКП кузова могут попадать различные вещества типа смол, остатков насекомых, дорожных покрытий, зимних реагентов, топлива и абразивов. Причём распределяться деградация краски будет неравномерно по кузову.
Возраст авто
Со временем оттенок краски изменяется вплоть до полного обнуления исходной информации, полученной по VIN или с наклеек на кузове.
Пигменты и основа стареют точно так же, как и любая деталь автомобиля, даже не подвергаясь прочим повреждениям.
Использование оригинальной краски
Оригинальные краски, то есть те, которые применяются на заводе, требуют соответствующей технологии нанесения и ориентированы на конвейерную окраску.
При ремонте гораздо важнее точно попасть в цвет и фактуру, поэтому применяются другие составы и технологии.
На качество конечного продукта это не влияет, при условии, что использованы материалы серьёзных производителей по утверждённым ими же методикам, а работа проведена квалифицированным персоналом на профессиональном оборудовании.
Технологичность оборудования
Каждый малярный пост должен располагать всем необходимым. Это соответствие помещения, материалов, средств нанесения и сушки. Полный набор стоит очень дорого, но только так можно полностью восстановить исходное состояние автомобиля.
Труд грамотного специалиста также должен быть соответственно оплачиваться, поэтому качественный кузовной ремонт не может обходиться дёшево.
Надо ли обеспечивать полную идентичность покрытия – решать каждому конкретному автовладельцу.