Автомобили красят под глянцевую поверхность, лакированную (металлик) или матовую. При этом стараются избавиться от шагрени – характерной структуры поверхности. Но есть технология, где эта фактура создается искусственно. Она известна как Raptor – по товарному бренду продукта фирмы U-POL.
Содержание статьи:
Что из себя представляет краска Raptor
Данная краска является уретановым покрытием с различными степенями рельефа. На вид она напоминает работу неумелого маляра, который не в состоянии обеспечить глянец и не воспользовался помощью полировальной машинки.
Но многим такой вид нравится, особенно владельцам брутальной внедорожной автотехники. К тому же краска сохраняет определенную эластичность в процессе эксплуатации, что может быть полезно в некоторых условиях.
Прочитай: Что нужно знать для точного подбора краски автомобиля
Краска поставляется в наборах по 1, 2 и 4 литра в комплекте с отвердителем, поскольку состав относится к двухкомпонентным. Перед применением составляющие смешиваются в определенной пропорции.
Можно еще приобрести разбавители той же линейки и грунтовки, хотя вполне возможно применение универсальных товаров.
Цена
Стоимость наборов составляет примерно от 3000 рублей за литровый вариант до 11-12 тысяч за 4 литра. Расход материала на полностью окрашиваемый автомобиль зависит от его модели, то есть площади поверхности, а также выбранной технологии.
Покрывать кузов можно в один, два или три слоя, а также варьировать степень рельефности шагрени. Всё это влияет на количество краски, которое надо приобрести.
Наверняка какое-то количество уйдет на эксперименты и ошибки, неизбежные при самостоятельной окраске и первом опыте.
Можно ориентироваться на примерное количество минимум 6 литров в эконом-варианте и при небольшом автомобиле и до 16 литров на покрытие крупного внедорожника в наилучшие 3 слоя.
То есть брать от двух до четырех больших 4-х литровых комплектов. Уточнить можно из прилагаемых брошюр, где имеются расчеты по типу автомобиля, слойности и рельефности шагрени.
Плюсы и минусы «Раптора»
Достоинства уретановой краски проявляются при эксплуатации в тяжелых условиях:
- покрытие более прочное и стойкое, чем обычное ЛКП;
- краска легко удерживает нагрев инфракрасными составляющим солнечного света и не деградирует от его ультрафиолетовых лучей;
- работает защита не только от коррозии и активных веществ дорожной грязи, но и от шума, вибраций и ударов мелкого гравия;
- характерный внешний вид автомобиля многим нравится своим соответствием общему стилю внедорожной техники;
- машину несложно мыть без боязни нанести сетку царапин;
- кузовное железо приобретает некую дополнительную прочность;
- краска очень технологична, не требует высокого мастерства при нанесении.
Недостатков немного, если не считать сомнений у привыкших к глянцу водителей:
- краска не рассчитана на дополнительную защиту лаком;
- поверхность не может стать глянцевой или матовой, она рельефна, а это очень специфическое покрытие;
- колеровка возможна, но рассчитывать на богатство оттенков и глубину цвета не приходится.
Краску можно применять также и для поверхностей, подверженных грубому механическому действию – кузовов пикапов, днища и колесных арок.
По сути это антигравий, а на полу грузового отсека меньше вероятность поскользнуться.
Как подготовить машину к покраске
Общий принцип малярных работ, где подготовка занимает 90-95% сил и времени, и только остальное тратится на нанесение краски, относится и к Раптору.
Потребуется тщательно отмыть и очистить кузов, полностью механически убрать всю ржавчину, загрунтовать, зашпатлевать и отшлифовать все неровности.
Это интересно: Устранение дефектов после покраски авто: подтеки лака на кузове
Швы между панелями заделываются кузовным герметиком, места открытого металла покрываются кислотным грунтом.
Затем готовые поверхности грунтуются (под уретан нельзя укладывать эпоксидный грунт), наносится филлер – состав, укрывающие мелкие царапины.
Для шлифовки можно использовать достаточно грубые номера шкурки на уровне зернистости 200.
Это категорически не годится под обычную краску, но особенности Раптора тут срабатывают и облегчают жизнь маляра.
Технология покраски авто Раптором в гаражных условиях
Перед работой надо изучить инструкцию к комплекту. Порядок действий сводится к подготовке краски, настройке оборудования и подбору режима нанесения.
Надо учитывать некоторые особенности:
- Сочетание краски и отвердителя указано в инструкции, обычно это 3:1, для смешивания на таре имеются метки;
- К составу добавляется разбавитель, примерно 10-15%, можно использовать универсальный;
- Лучше работать с профессиональным пистолетом, где имеется целый набор регулировок, но неплохо получится и с простейшим, Раптор это позволяет;
- Уменьшение давления воздуха ведет к более крупной шагрени, и наоборот;
- Можно использовать размер дюзы тот же, что и под грунтовку;
- Шагрень подбирается также параметрами расстояния до кузова и количества разбавителя, для первого опыта потребуется тренировка с разными вариантами сочетаний;
- Краска может быть черной или светлой, последняя позволяет колеровку пигментами из той же линейки, очень нежелательно смешивать с акриловыми или алкидными автоэмалями.
Красят минимум в два слоя, первый обеспечивает толщину и прочность покрытия, второй создает нужный рельеф.
В идеале лучше использовать трехслойное покрытие. Сушка между слоями – около получаса.
Сушка покрытия
Один из недостатков Раптора – долгая окончательная сушка. Прочность будет набрана только через неделю выдержки, а окончательные свойства приобретаются лишь через месяц.
Высокая температура несколько ускоряет процесс, но несущественно. Выше 60 градусов греть нельзя, а инфракрасные установки исключаются.
Реально автомобилем можно пользоваться уже через 12 часов, соблюдая меры предосторожности.