Задач у грунтовки автомобильного кузова много, но основные из них – это максимальное сцепление (адгезия) с металлом и последующими слоями лакокрасочного покрытия (ЛКП), а также полное закрытие голого железа, включая кромки и плохо доступные полости. Иногда грунт работает и как защитное средство (транспортировочный или антикоррозийный).
Содержание статьи:
Обычными методами нанесения покрытий – распылением или кистью вопрос полностью не решается, поэтому качественная обработка требует методов электрохимии.
Что такое защитный катафорезный грунт
После катафореза грунтовка настолько хорошо работает, что становится возможным защита металла в местах, не требующих декоративной обработки, без нанесения слоя краски.
Грунт ложится плотно и достаточно толстым слоем в десятки микрон, пористость минимальна и доступ влаги и кислорода к железу почти исключается.
Такая обработка тестировалась в куда более сложных условиях, чем типичная эксплуатация. Используются тестовые камеры солевого тумана, в них проверятся, например, военная техника, эксплуатируемая в том числе и в морских условиях.
Но есть и слабое место – такое покрытие не отличается стойкостью к ультрафиолетовому облучению, поэтому подобные детали располагаются под капотом или днищем автомобиля.
Аналогично поступают при нанесении транспортного грунта. В ряде случаях его даже можно не удалять при последующих малярных работах. Но только если это именно электрохимическое осаждение.
Обычный черный грунт надо обязательно удалять, затем наносить праймер и проводить все этапы малярных работ.
Катафорезная защита стоит дорого, поэтому выполняется в особых случаях и только в заводских условиях. Ванны огромных размеров и мощная силовая электротехника требуют капитальных затрат.
Этапы катафорезного грунтования нового кузова
Раньше на автозаводах выполнялось анафорезное грунтование новых кузовов, то есть гальваническим анодом (положительным электродом) был кузов.
Стойкость оставляла желать лучшего, поэтому заводы перешли на катафорезное осаждение с минусом на корпусе. Такой способ обеспечивает защиту примерно на уровне оцинковки, при этом обходится дешевле покрытия цинком.
Электролитический характер осаждения требует тщательной очистки металла от плёнок, его протравливают и обезжиривают.
- Травление подразумевает химическое воздействие на металл. Технологий много, это обработка кислотами, щелочами или нейтральными реагентами. Обычно формируется поверхностный слой с фосфатами железа или цинка. Важно убрать окислы.
- Подготовленный кузов полностью помещается в ванну с грунтом и подключают к минусу мощного источника питания. Подается ток порядка 500 Ампер при напряжении 400 Вольт. Процедура занимает несколько минут.
- Важным этапом становится промывка. Вода меняется несколько раз, вплоть до самой чистой. Недопустимо даже небольшое количество ионов солей или кислот.
- Дальше кузов обрабатывается герметиками и грунтами уже непосредственно под краску. Выполняется сушка при высокой температуре, после чего идёт роботизированное или ручное окрашивание.
Содержимое ванн постоянно фильтруется и обновляется. Используются разные типы грунтовок, в том числе самые современные и экологичные 8 поколения.
Преимущества и недостатки
К преимуществам можно отнести фиксированную толщину слоя, поскольку процесс завершается автоматически из-за увеличения переходного сопротивления, это же обеспечивает равномерность слоя.
Состав проникает во все скрытые полости, закрывает кромки. Расход грунта минимален, он не улетает при распылении. Степень защиты на порядок лучше, чем при обычном грунтовании.
По теме: Как оцинковка кузова защищает автомобиль от коррозии
Недостатки – крайне высокая цена оборудования, расход электроэнергии. Уступает конкурентам в виде горячей двусторонней оцинковки, но при этом превосходит их по экологичности.
Катафорез деталей при кузовном ремонте
При ремонте используют уже загрунтованные в заводских условиях кузовные детали. Из-за сложности процесса такие детали продаются только как оригинальные, то есть дорогие.
Теоретически можно организовать капитальное восстановление кузова по заводской технологии.
Все детали и сам кузов обрабатываются и помещаются в ванны, но реально никто этим не занимается, такой ремонт экономически не оправдан. Дешевле заменить кузов в сборе или весь автомобиль.
Можно ли на него красить
Теоретически можно нанести краску на грунт, но качество так не обеспечить. Поэтому поверх такого праймера наносят распылением грунт именно под краску. И только потом кузов окрашивается и покрывается лаком.
На такую технологию можно смело давать гарантию на несколько лет, многое зависит от применяемых материалов.
Но в целом такие кузова уступают по защите только изготовленным из стали с горячей двусторонней оцинковкой, типовая гарантия на которые составляет 12 лет от сквозной коррозии.