Технология покраски пластиковых деталей авто из баллончика

В автомобиле примерно 10% деталей изготавливается из разного рода пластмасс. Некоторые окрашены в массе, то есть пигмент имеется в составе пластика или используется его естественный цвет. Но высокие декоративные свойства можно получить только нанесением красок и лаков подобно всем прочим кузовным деталям. Особенно для массивных – бамперов, вписываемых в общий дизайн автомобиля и занимающих значительную часть видимой поверхности.

Возникают две проблемы – надёжное и долговечное прилипание ЛКП к материалу (адгезия), а также излишняя в сравнении с металлом эластичность таких деталей.

Какая краска используется при окрашивании пластиковых поверхностей

Если краска предназначена специально для окрашивания пластика, то это может быть грунт-эмаль, пригодная для прямого нанесения без специального адгезионного праймера, или разного рода структурные покрытия, когда в декоративных целях надо сохранить рельеф пластмассы.

Виды красок в баллончиках для пластика

Перед выбором конкретной краски необходимо определиться с материалом, из которого изготовлена кузовная деталь.

Пластики могут быть самыми разными, но можно грубо их классифицировать по нескольким группам:

  • термопластичные, то есть материалы, способные менять форму после нагрева с последующим восстановлением, их можно паять и сваривать, очень инертные и имеющие низкий коэффициент поверхностного натяжения, обычно это полиэтилен PE и полипропилен PP, последний очень популярен для бамперов;
  • термореактивные, жёсткие и необратимо изменяющие свойства после нагрева, например, полиуретан PU и различные виды пластиков с армированием и наполнителями;
  • термопластичный поливинилхлорид, встречается с разной эластичностью и прочностью;
  • акрил-бутадиен ABS, может быть твердым, гибким, с преобладанием свойств как термопласта, так и реактопласта, в последнем случае армирован.

Часто применяются смеси разных материалов, например, популярный пластик PP/EPDM сочетает термопластичные и термореактивные составляющие, часто именно из него изготавливают бамперы. Состав пластмассы можно узнать по отпечатанной с тыльной стороны маркировке.

Прочитай: Как убрать шагрень после покраски автомобиля

Теоретически для каждого материала должна использоваться своя краска, которая будет лучше всего держаться именно на нем. Но в баллончиках выпускаются универсальные однокомпонентные краски для пластмассовых деталей с широкой применимостью, типы поверхностей указываются в инструкциях.

Сейчас большинство таких красок – акриловые, обеспечивающие оптимальное сочетание требуемых свойств.

Предназначение усилителя адгезии

Чтобы не создавать себе проблем по совместимости краски с материалом детали, следует всегда использовать первичный грунт – праймер, в случае пластика его название усилителя адгезии означает снятие вопроса специфики совместимости.

Эти грунтовки настолько универсальны, что охватывают весь спектр пластмасс, используемых в конструкции автомобиля.

Они перечислены на этикетке, но это не так важно, поскольку так указываются наиболее «вредные» с точки зрения адгезии материалы, прочие будут обеспечены тем более.

Если праймер (усилитель адгезии) способен работать с полиэтиленом и полипропиленом, то тем более он справится со смесями на их основе и прочими, более лояльными составами. Возможно исключение в виде чистого PE, но из него сейчас почти ничего не делают.

Подготовка и окрашивание пластикового элемента баллончиком

Для пластика соблюдение технологии намного важнее, чем для привычного металла. Начинается всё с выбора краски.

Использование баллончиков под давлением облегчает процесс, не требуется сложное оборудование, а развитие этого сектора автохимии позволяет получить очень качественный результат, приемлемый в большинстве случаев.

Есть и недостатки – невозможно регулировать вязкость, давление ограничено. Это учитывается в процессе предварительной тренировки.

Чистка детали от грязи

Особенно тщательной очистки требуют бывшие в употреблении детали, в них пластмасса набирает грязь в приповерхностном слое. Но даже если деталь новая, в её подготовку следует включить этапы мойки под давлением и механической абразивной обработки.

Обезжиривание

Принципиальным отличием по удалению жиров будет извлечение смазки из пор пластмассы. Её наличие связано с особенностями прессования, там применяются жировые вещества для извлечения из пресс-формы.

Продолжение: Чем обезжирить кузов автомобиля перед полировкой, покраской и мойкой

Деталь не просто обезжиривается, но ещё и пропаривается при высокой температуре, чтобы жир вышел на поверхность. Обезжириватели также должны быть специализированными под пластик.

Матирование

Если нет грубых повреждений поверхности, удаляемых шлифовкой мокрой шкуркой, то будет достаточным использовать скотчбрайт.

Они также бывают разными, в зависимости от твердости материала. Возможно и применение матирующих паст. Затем деталь снова моется и обезжиривается.

Грунтование

Активаторы адгезии также применяются в баллончиках под давлением. Составы достаточно жидкие, легко распыляются и растекаются, толщина слоя тут не имеет значение, это чисто для сцепления краски и изменения характеристик смачивания.

В редких случаях чистого полиэтилена или полипропилена потребуется дополнительная активация поверхности горелкой. Праймер долго не сохраняет своих свойств, красить надо уже через четверть часа.

Если использовался наполнитель для выравнивания, то его слой должен быть минимальным. Это не металл кузова, тут деформации быстро приведут к растрескиванию слишком толстого слоя.

Покраска

Окрашивание принципиальных особенностей не имеет, надо лишь соблюдать режимы промежуточной сушки.

Поверхность нельзя пересушить или завялить, лишние слои тут нежелательны. Используются однокомпонентные акриловые краски. Такие материалы не высушиваются, а полимеризуются, отсюда и требовательность к соблюдению указанных в инструкции технологий.

Полировка

Поверхность, окрашенная из баллончика, вряд ли удовлетворит по глянцу, структуре и прочим декоративным свойствам. Проблема устраняется полировкой. Используется машинка на малых оборотах и два вида паст – основная и финишная.

Перед полировкой краска или лак должны полностью полимеризоваться и набрать штатную твердость. При появлении шагрени используются более грубые абразивы – шкурка номеров 1000, 1500 и 2000.

Оставить отзыв

К началу страницы