Кузов автомобиля всегда стремились сделать глянцевым, подбирая краску с зеркальным эффектом, технологию нанесения, полировку и лак. Исключением была разве что военная техника, где важнее маскировка, чем блеск. Но мода меняется, на дорогах появляется всё больше машин с матовой поверхностью кузовных панелей.
Содержание статьи:
Причём это делается явно не в целях экономии, подобным образом обрабатываются дорогие спортивные автомобили, хотя некоторая практичность всё же присутствует.
Плюсы и минусы матового покрытия
Главное достоинство отсутствия глянца – это возможность выделиться из достаточно унылого потока в целом почти одинаковых автомобилей. Но есть и другие:
- отсутствие блеска маскирует повреждения кузова и его покрытия, царапины, сколы и вмятины не так бросаются в глаза;
- можно получить такие цветовые эффекты, которые недостижимы при наличии глянца;
- матовый кузов меньше бликует на солнце, не раздражает зрение в длительных поездках;
- некоторые (не все) виды загрязнений менее заметны на шероховатом покрытии;
- зимой автомобиль лучше прогревается в солнечную погоду;
- отдельные виды матовых покрытий обеспечивают дополнительную защиту от мелких повреждений.
Сложно сказать, чего всё же больше – достоинств или недостатков:
- матовое покрытие трудно качественно отмыть;
- летом машина перегревается, перегружается климатическая система;
- за визуальный эффект приходится заплатить значительную сумму, чем качественней обработка, тем это заметнее;
- приходится распрощаться с распространённым способом освежения кузова полировкой;
- в плохую погоду грязь на кузове оставляет множество трудноустранимых разводов;
- исключается ремонтная подкраска с переходом, даже подбор покрытия при обновлении крупных панелей затруднён.
Но если такой вид кузова нравится владельцу – на минусы мало кто станет обращать внимание. Как минимум, первое время.
Как сделать автомобиль матовым
Основные принципы получения матирующего эффекта – это создание поверхностной структуры в виде мелкого рельефа, рассеивающего свет или придание краске (лаку) свойства поглощения падающей энергии.
Зрительно всё это станет восприниматься, как богато выглядящее покрытие, а конкретный выбор технологии будет определяться ценой или назначением автомобиля.
Заводская матовая покраска
Наибольшее визуальное впечатление создадут автомобили, покрашенные ещё на заводском конвейере. Тут можно быть уверенным, что технология продумана, проверена и не содержит подводных камней в виде нарушенной коррозионной стойкости.
Наоборот, изготовители утверждают, что данное качество будет повышено за счёт более толстого слоя лакокрасочного покрытия.
Однако и стоимость подобного выбора будет значительной. Объясняется это мелкосерийностью производства комплекса материалов, а также малыми партиями, если не единичным выпуском таких автомобилей.
Не все готовы смириться с особенностями эксплуатации специфической краски. Её не рекомендуют подвергать механической мойке, а вручную отмыть затруднительно.
Полировка исключена, как и нанесение консервирующих покрытий. За возможность выделиться из общей массы автомобилей придётся немало заплатить.
Матовый лак
Любой цвет можно превратить в матовое покрытие, если нанести на автомобиль соответствующий прозрачный лак. Он имеется в продаже, но технология достаточно сложна, поскольку подразумевает весь набор малярных процедур, хорошо известных профессионалам, но недоступных обычным автовладельцам.
Потребуется качественное оборудование, специальная камера и всё прочее, что делает оснащение малярного цеха затратным мероприятием.
И обязательно опытный персонал, который умеет всем этим пользоваться. Иначе нанесённый лак либо сразу будет выглядеть как безграмотно подкрашенный кузов, либо очень быстро отслоится вместе с кусками оригинального покрытия.
И уж точно нельзя надеяться на приемлемый результат, используя простейшие аэрозольные баллончики с лаком или краской.
Защитные плёнки
Заманчиво выглядит подмена окраски на оклейку пластиковой плёнкой. Многие именно так и поступают. Для быстрого и недорогого применения подходят виниловые продукты, а желающие получить долговременный качественный результат используют полиуретан. Существуют и промежуточные гибридные технологии.
Прочитай: Как защитить кузов автомобиля анигравийной плёнкой
Подобрать можно любой цвет, прозрачность, рисунок или рельеф, но вот достижение качества потребует больших затрат.
Лучшие варианты по цене обойдутся как полное перекрашивание автомобиля, а худшие могут непоправимо испортить заводскую краску после того, как новый вид машины надоест владельцу и он пожелает удалить плёнку.
Жидкая резина
Для быстрого нанесения и получения дополнительного эффекта в виде стойкости к мелким ударам используются разнообразные покрытия типа «жидкая резина».
Есть составы, которые так и называются, но бывают и другие. Общий принцип – «обливание» кузова полимерными или иными материалами, частично твердеющими на воздухе, сохраняющими толстый, рельефный, эластичный слой. Неплохой вариант для внедорожников или желающих на них походить.
Самостоятельная покраска авто в матовый цвет
Лучшим вариантом, если имеется соответствующее помещение, хорошая система подготовки воздуха, распылители, сушка и прочее оборудование, а главное – некоторый опыт малярной работы, будет окраска машины с нанесением матовой базы и матового лака.
При соблюдении технологии эта работа позволит придать кузову не только новое декоративное качество, но и повышенную стойкость. Но придётся потрудиться.
- Приобретается весь комплекс расходников, краска, лак, растворители, грунтовки, средства зачистки и шпатлёвки и прочее, очень желательно от одного производителя в рамках одной технологической линейки. Так достигается прочность и совместимость покрытия.
- Подготовка кузова – самое важное. Покраска непосредственно занимает не более нескольких процентов времени работы по готовой поверхности. Машину надо вымыть, частично разобрать и оклеить для защиты не подвергающихся окраске участков. Кузов обрабатывается зачисткой от ржавчины, отслоившейся краски, выравнивается шпатлёвкой, выводится в ровные поверхности и грунтуется филлером. После чистовой доводки используется грунт-праймер под краску.
- В соответствии с технологией данного комплекса наносятся слои краски и лака. Важно соблюсти условия промежуточной сушки и количества слоёв. Регулируется давление, факел распыла, размер сопел под каждый компонент, консистенция разбавления.
Если всё сделать без спешки, качественно, и не пожалеть средств на оборудование и расходники, то результат удивит. Визуальный эффект действительно необычный, а многие покрытия дают ещё и специфические тактильные ощущения.
Цена вопроса
Красить машину самостоятельно есть смысл, только если уже имеется всё необходимое оборудование и помещение. В противном случае, если конечно вся затея не планируется в рамках хобби или обучения новой профессии, экономически оправдано обращение к профессионалам.
Вся работа при минимально допустимом уровне качества с материалами обойдётся примерно в 60-100 тысяч рублей.
Цена может сильно отличаться по регионам, уровень жизни везде разный, а кому-то повезёт, рядом обнаружится гаражный любитель, работающий качественно и недорого или предоставляющий весь набор в аренду, что ещё реже случается.