Обычный способ кузовного ремонта включает в себя замену элементов или рихтовочные работы с последующим полным комплексом восстановления лакокрасочного покрытия (ЛКП) – шпатлеванием, грунтовкой и окрашиванием. Но в некоторых случаях можно обойтись без этих дорогостоящих и долгих по времени процедур.
Содержание статьи:
Разумеется, повреждения должны быть небольшими и вполне определенного характера.
Какие повреждения кузова возможно восстановить без покраски
Зона обратимой, то есть упругой деформации у кузовного железа очень невелика. Это тонкий лист, причем заранее напряженный в процессе штамповки. Свойствами пружины он не обладает.
Даже небольшой удар ведет к пластической деформации, когда форма детали меняется и сама по себе уже не восстанавливается.
Однако некоторый эффект памяти у таких металлических элементов присутствует. Просто так они свой изначальный вид не теряют, но необходима некоторая сторонняя помощь.
Всем это интуитивно знакомо, стоит слегка надавить на небольшую вмятину – и тонкий лист с характерным хлопком может вернуться в изначальное состояние. Если некоторый предел искажения не превышен, то памятью железа можно воспользоваться при ремонте. Это первое условие.
Прочитай: Как убрать царапины и потертости на кузове автомобиля без покраски
Второе заключается в сохранности всего слоя ЛКП. Он может согнуться вслед за несущей поверхностью, но при этом не отделиться от нее и не треснуть.
Запас эластичности здесь также имеется, но он сильно зависит от многих факторов:
- количество слоев покрытия, чем оно толще, тем менее вероятен удачный случай;
- старение материалов, со временем они становятся более хрупкими;
- наличие ранее произошедших ремонтных вмешательств, например, шпатлевка, даже нанесенная тонким слоем, никаких изгибов не потерпит;
- качество исходных материалов и надежность их адгезии к металлу и между собой.
Когда все условия выдержаны, то есть вмятина не имеет острых кромок, где напряжения максимальны, краска свежая и не пересохшая, нет глубоких царапин, заломов и отслоений, не появились трещины, то ремонт без окраски вполне возможен.
Но точно определить вероятность успеха сможет только опытный мастер. Что не мешает хотя бы попытаться.
Методы удаления вмятин
Общая классификация методик касается лишь использования относительно высоких температур. При нагреве многие материалы становятся более лояльными к деформации, в данном случае с обратным знаком – то есть восстановлению былой формы.
Способы примерно одни и те же, вопрос только в применении чисто механических усилий или сочетания их с небольшим нагревом.
Перестараться тут нельзя, обязательно пострадает ЛКП, а металл может потерять свою «память», если она у него еще сохранилась.
Использование PDR-инструмента
Аббревиатура не совсем благозвучного вида означает всего-навсего Paintless Dent Repair, что и переводится как восстановление повреждений типа вмятин без окраски.
Такая технология подразумевает наличие и использование большой номенклатуры инструмента для доступа как с внутренней стороны вмятины, так и внешней.
Наборы продаются в виде комплектов и отдельно для дальнейшего наращивания возможностей по мере набора опыта мастером. Их примерная классификация:
- крючки обратного доступа, они же рычаги или скобы, различаются по углам изгиба, форме рабочего наконечника, длине и прочности;
- плоские упругие рессоры для работы с большими поверхностями и при удобном доступе к внутренней части;
- сменные биты к крючкам и молоткам, имеющим резьбовое соединение, различаются формой и мягкостью материала;
- поддержки для разглаживания металла, напоминают известный рихтовочный инструмент;
- клеевое и вакуумное оборудование.
Важно правильно выбрать инструмент для каждого конкретного случая, поэтому мало его в наборах не бывает. Содержимое постоянно корректируется.
Использование рычага для выравнивания
Рычаг в виде крючка вводится во внутреннюю полость через имеющиеся окна доступа или специально просверленные технологические отверстия.
Выбирается форма инструмента, зона и усилие нажима. Материал постепенно от краев к середине выправляется и вспоминает свою исходную форму.
Это интересно: Ремонт и замена порогов в автомобиле
Важно не создать при этом дополнительных повреждений уже в форме выступов на лицевой панели.
Эластичность современных красок высока, но и у нее есть свои пределы, поэтому процесс идет постепенно, лучше сменить место воздействия, чем повредить деталь необратимой деформацией.
Вытягивание вмятины при помощи присосок
В некоторых случаях усилие для удаления вмятины может быть достаточно небольшим. Не потребуется даже получать доступ ко внутренней поверхности. Хватит силы, которую создадут вакуумные присоски, подсоединенные снаружи в нужном месте и нужном количестве.
Постепенно наращивая усилие, можно вытянуть металл в исходное положение.
Главное – не делать резких движений и правильно позиционировать инструмент. Подбор размеров присоски также имеет значение, рабочий объём разрежения окажется недостаточным, или кривизна поверхности не обеспечит герметичность.
Рихтовка кузова магнитом
Аналогичным образом может применяться постоянный или электрический магнит. Существуют довольно мощные приспособления неодимового типа (сплав неодима с железом и бором), создающие такое поле, что его достаточно для вытягивания вмятин.
Не следует путать данную методику с применением электроиндукционных устройств, работающих на импульсном переменном токе и служащих для разогрева металла.
Метод нагрева детали
Именно индукторы стали оптимальным способом разогрева металлических деталей при правке вмятин. Поле не греет краску, а действует исключительно под нее, что будет спасительным для ЛКП.
Устройства имеют регулировку мощности и длительности воздействующего импульса. Постепенно увеличивая оба параметра, можно помочь металлу восстановить форму. Одновременно ему «подсказывают» воздействием механического PDR-инструмента изнутри детали.
Работа с индуктором применяется и на финишной стадии после устранения вмятины иными способами. Удаляются самые мелкие неровности, железо вытягивается и восстанавливает заводское напряжение, заданное при штамповке.