Дороже всего в эксплуатации автомобилей обходятся их кузова. Они имеют свойство страдать при ДТП и от коррозии. Последняя многократно ускоряется после разрушения многослойных заводских покрытий металла, как бы тщательно ни производился ремонт. Поэтому при покупке машины на вторичном рынке, а иногда и новой в автосалоне, важно быстро оценить текущее состояние кузова, что специалисты способны сделать на глаз, а все прочие для этой цели используют толщиномеры.
Содержание статьи:
Профессионалам эти приборы тоже оказываются далеко не лишними при исследовании подозрительного автомобиля.
Принцип работы толщиномера
Металл кузова по многим свойствам сильно отличается от любого нанесенного на него покрытия независимо от количества и качества слоев.
Возникает хорошо видимая для приборов граница. Толщиномер способен измерить расстояние от внешней поверхности лакокрасочного покрытия (ЛКП) до кузовного железа (или иного сплава), что позволит сравнить его с исходными заводскими данными.
В большинстве случаев этого достаточно, чтобы оценить факт проведения ремонта, а также качества, с которым работали мастера восстановления кузовов.
Это интересно: Какие бывают дефекты покраски автомобиля и как их удалить
А если были приняты меры по обману прибора, что достаточно дорого обходится, то вторым барьером станут косвенные признаки, известные профессионалам и не только им.
Виды толщиномеров
Разрушать слой краски при проверке никто не даст. Поэтому все методы, кроме самых примитивных, используют более вежливые принципы замера расстояния от поверхности до металла, чем бурение и процарапывание до появления блеска.
Магнитный
Существуют приборы, создающие статическое магнитное поле, для чего достаточно располагать постоянным магнитом с известными размерами и характеристиками.
По мере приближения к металлической поверхности меняется плотность линий магнитного поля, что поддается измерению.
Зная зависимость расстояния в немагнитном материале до железа, которое обладает ферромагнитными свойствами, от напряженности поля, можно выводить показания в удобном для считывания виде.
Относительная простота способа в сочетании с отсутствием помех на создание паразитных токов в кузовном металле имеет и отрицательную сторону.
Слишком многое зависит от геометрических характеристик прибора и образца, потребуется оперативная поверка и калибровка, причем эталоны должны быть с разными покрытиями, всё это не совсем удобно на практике.
Да и постоянные магниты нестабильны по характеристикам и чувствительны к загрязнениям.
Электромагнитный
Магнитное поле можно создавать также и индукционными катушками с питанием переменным током. При поднесении к ферромагнитной детали образуется замкнутый контур, обладающий примерно теми же свойствами, что и электрический, только в качестве сопротивления выступает общая индуктивность.
Магнитное сопротивление данного контура будет зависеть от зазора, то есть толщины немагнитного покрытия. После калибровки возникает возможность его измерения с точностью в несколько процентов.
По сравнению с предыдущим способом возникает проблема с токопроводящими покрытиями, но они редко встречаются в способных внести существенную погрешность масштабах. Зато устройство работает уже как вполне точный прибор, обеспечивающий непрерывность выдачи результата.
Вихревой
Работать приходится не только с деталями, изготовленными из ферромагнитных металлов и сплавов. В этом случае можно отталкиваться не от магнитного поля, а от проводимости.
Переменное поле вызывает появление в детали вихревых токов Фуко, которые в свою очередь генерируют своё поле.
Его величину можно измерить, получив результат, зависящий от толщины изолирующего покрытия.
Это надо знать: Как убрать шагрень после покраски автомобиля
А при попадании на железо никто не мешает объединить в одном устройстве оба описанных принципа с автоматическим переключением методики замера.
Ультразвуковой
Принципы локации используются во многих устройствах, применяются радиоволны или чисто механические колебания.
В автомобильных толщиномерах работает акустическая волна, по частоте лежащая выше слышимого порога. Данный диапазон называется ультразвуковым.
Пройдя равномерную и однородную среду, волна испытывает отражение на границе её с другой, обладающей иными характеристиками.
Это очень удобно, поскольку теоретически можно оценить, как расположены все слои ЛКП. Определяется толщина слоя шпаклевки, что описывает качество произведенного ремонта.
Но обычно достаточно и самого факта превышения заводской суммарной толщины слоев, это однозначно указывает на наличие ремонтной истории автомобиля.
Как откалибровать
Подробные шаги операций калибровки приводятся в инструкциях к приборам. Но можно выделить общие моменты:
- В комплекте имеются металлические пластины из железа и алюминия. Последовательно прикладывая их к рабочей зоне определяется правильность распознавания прибором этих принципиально разных металлов.
- Толщиномер необходимо для начала выставить в ноль. Для этого он устанавливается на чистую металлическую пластину и по описанной последовательности калибруются нулевые показания.
- Между металлом и прибором помещается калибровочная пленка известной толщины. Её и указывает на дисплее откалиброванный нажатием соответствующих кнопок прибор. После выставления нуля и контрольной точки толщиномер готов к работе.
Периодичность проведения калибровок также указывается в сопроводительной документации.
Инструкция по использованию толщиномера
Пользование цифровым толщиномером не представляет ни малейшей сложности.
Включенный и откалиброванный прибор прикладывается к чистой поверхности, прижимается к плоскости, после чего можно считывать показания с цифрового дисплея.
Обычно толщина покрытия указывается в микронах – это миллионная доля метра или тысячная миллиметра.
Предел составляет около 2000 микрон, то есть толщина положенного слоя больше 2 мм, что уже знать точно смысла не имеет, и так все с машиной ясно.
Измерения делаются в нескольких точка проверяемой детали.
Толщину заводского ЛКП несложно найти в сети, обычно это 100-200 микрон, иногда меньше.
Как обмануть прибор
Для сокрытия следов ремонта можно заказать маляру покраску «под толщиномер». В этом случае имитируется заводской окрас, толщиномер покажет норму для данной модели.
Другие варианты – использование защитной пластиковой пленки или замену детали целиком от другой аналогичной машины с совпадением цвета.
Но специалист всегда определит изменения по косвенным признакам, поэтому к толщиномеру необходимо прилагать некоторый минимум знаний и опыта по проверке автомобилей на следы кузовного ремонта.
Пыталась померить толщину, надеялась что меня не обманули при покупке авто — все четко, покупала толщиномер.