Для качественной покраски автомобиля, как выполняемой мастером со сложным и дорогим набором оборудования, так и самим владельцем в собственном гараже, важно правильно отработать все этапы технологии. Только завершающий состоит из нанесения и просушки базы, а перед этим долго приобретается все необходимое, подготавливается кузов, инструменты и материалы.
Содержание статьи:
Перед тем, как заполнить краской бачок распылителя, надо тщательно подобрать параметры содержимого. Один из них – вязкость краски.
С какой целью разбавляют краску
Цель окрашивания – обеспечить с одной стороны ровную глянцевую поверхность, а с другой – максимально прочное сцепление со слоем грунта.
Но для лучшей адгезии грунт должен обладать некоторой запрограммированной шероховатостью. Краска покрывает все микронеровности, равномерно протекая в щели и обволакивая выступы.
Для этого она не должна быть слишком густой, то есть вязкой.
Можно было бы понизить вязкость, но такая краска не сможет удерживаться на поверхности, образуя подтеки. К тому же будет нарушен процесс высыхания.
На поверхности образуется плохо проницаемая для паров пленка, а под ней состав останется полужидким. Покрытие не столько полимеризуется, сколько, как говорят «подвялится», и ничего хорошего из такого слоя не получится с точки зрения набора декоративных свойств.
Регулируется густота добавлением определенного количества разбавителя. Он должен быть хорошо совместим с основой, поэтому обычно поставляется в составе комплекта.
Виды автомобильных красок
Массовые краски подразделяются на несколько основных категорий по химическому составу:
- нитрокраски, применялись на старых автомобилях, обладали неплохой декоративностью и быстро высыхали, но плохо укрывали, требовали многослойного нанесения и тщательной шлифовки с полировкой;
- алкидные, их свойства куда лучше, но с качеством результата тоже не все хорошо, не требуют отвердителя, поэтому часто используются, например, в аэрозольных баллончиках для простейших работ;
- акриловые, двухкомпонентные;
- то же, но типа «металлик», состоят из базы и наносимого поверх лака;
- более современные и специализированные, на водяной основе, уретановые и прочие.
Чаще всего используются акриловые комплексы. Их типовой состав – связанный основой пигмент, разбавитель и отвердитель. Все компоненты должны быть смешаны в строго определенных пропорциях.
В таре производителя краска уже частично разбавлена, поэтому точное соотношение указано в инструкции. Различают составы по степени наполненности разбавителем, а сколько его надо добавить – указывают на этикетке.
Как определить вязкость краски для краскопульта
Точная подгонка вязкости все равно необходима, насколько бы полно изготовитель не указал пропорции.
Приборы для измерения вязкости
От вязкости зависит, насколько быстро жидкость станет протекать через калиброванное отверстие или дискретно, образуя капли, тогда можно подсчитать их количество в единицу времени.
По этому принципу и работают приборы, для измерения густоты раствора – вискозиметры. В типовом случае его рабочая емкость заполняется краской, открывается сток, и делается засечка времени.
Его количество в секундах и даст цифровую величину вязкости, если именно она и требуется.
Народный способ (на глаз)
Не всегда эти числа многое могут подсказать что-то полезное опытному мастеру. Он и так способен определить, подходит ли ему состав по своей густоте.
Это интересно: Что делать если появились трещины на лакокрасочном покрытии автомобиля
Например, окунуть в краску линейку на определенную глубину, после чего оценить скорость каплепадения с нее. Народным этот способ можно назвать достаточно условно, поскольку основной массе народа это ничего не даст из-за недостатка опыта.
Таблица DIN
В таблицах DIN указываются стандартные значения вязкости для различных видов краски.
Для упрощения используется значение параметра в секундах при использовании стандартной методики замера, уровня краски в емкости вискозиметра и диаметра его сопла.
Для автомобильных эмалей оптимальное время указывается в виде 15-20 секунд.
Чем разбавлять
По химическому составу разбавители должны соответствовать красочной основе, иначе получить приемлемую поверхность не получится, образуются самые разнообразные дефекты.
Есть и универсальные разбавители для акриловых материалов, но нет никакого смысла заниматься подобной домашней химией.
Разбавитель производит та же фирма, что и краску, продавая его под своим брендом в законченном комплекте. Там же указывается и пропорции первого приближения при смешивании.
Что делать, если смесь слишком жидкая
При соблюдении указаний технологической инструкции в комплекте материалов грубые ошибки в смешивании исключаются. Но краску могут подготовить подбором или иным способом, не обеспечивающим требуемой точности.
При небольшом отклонении в сторону занижения вязкости, ошибку можно частично исправить в процессе окрашивания. Обычно увеличивают расстояние до окрашиваемой поверхности, скорость подачи краски и темп продвижения сопла краскопульта.
Прочитай: Чем обезжирить кузов автомобиля перед полировкой, покраской и мойкой
После небольшой тренировки на пробном участке удается получить приемлемый результат. Окрасочный пистолет позволяет самые разнообразные регулировки режимов.
Как отфильтровать краску
Каким бы идеальным не был раствор, его обязательно надо отфильтровать. Малейшие частицы способны все испортить, вплоть до перекрашивания всего участка.
Для исключения загрязнения приобретаются специальные фильтрующие вставки конической формы, помещаемые в воронку, через которую и заправляется бачок краскопульта.