Запахи в салоне могут возникать из различных источников. Часть из них имеет вполне понятное происхождение. Что-то можно пролить на обивку и коврики или уронить на пол и забыть. Но в машине есть определённый агрегат, пропускающий через себя весь воздух внутри салонного и из забортного пространства. Это климатическая установка, вот она и способна непрерывно обогащать атмосферу нежелательными ароматами. Такими, что известные «ёлочки» с ними не справятся.
Содержание статьи:
Почему кондиционер начинает плохо пахнуть
Запах может образовываться по двум причинам. Одна связана с внутренним содержимым системы, вторая с наружными загрязнениями. Вонь обеспечена в обоих случаях.
Запасы хладагента достаточны, а генерация ароматических веществ из накопленных бактериальных поселений может происходить вечно, живые организмы активно размножаются.
Можно просто назвать колонии бактерий плесенью, не углубляясь в границы биологии и мертвой органики. Одно из них генерирует другое, а кроме неприятного запаха, последствия могут вызывать и вред здоровью.
От аллергических реакций до вполне конкретного отравления сложными веществами, полезного там мало. Все условия для развития опасных форм жизни имеются. Это влажность, разнообразие температурных режимов, распыление веществ прогоняемым через вентиляцию воздухом.
Наиболее часто ароматизация связана именно со вторым фактором, бактериальным. Утечки проявляют себя быстро, установка начинает снижать производительность, а плесень свои способности только повышает.
Поэтому все методики борьбы направлены именно на внешнюю очистку оборудования климатической установки в салоне.
Способы удаление запахов из кондиционера
Радикальный способ, который и предлагается на серьёзных СТО, это полная разборка салонных элементов климатической системы, включая радиаторы отопителя и кондиционера, что позволит провести их качественную очистку. Но с учётом сложности оборудования стоит это довольно дорого.
К тому же возникает риск ослабления крепежа и стыковок деталей, приводящий к росту шумности со стороны передней панели.
С последним очень трудно бороться, приходится вновь разбирать и проводить антишумовую обработку. Но возможны и более консервативные способы.
Замена салонного фильтра
Самое простое – увеличить эффективность фильтрации воздуха. В установке предусмотрен полнопоточный фильтр из микропористой бумаги.
Специальные добавки, в зависимости от исполнения фильтрующего элемента, могут обеспечить задержание в материале шторы аллергенных частиц, бактерий и их производных, а также поглощение веществ при помощи включений из активированного угля. Некоторая аналогия с примитивным противогазом, разумеется далёкая от его реальной эффективности.
Срок службы фильтра ограничен его пылевой ёмкостью, он подлежит регламентной замене через определённый пробег. Но контроль его реального состояния сложен, приходится прибегать к внеплановой профилактической замене, возможно на более дорогой и эффективный.
Часто это помогает, однако корень проблемы так не решить, бактерии на радиаторах и внутри воздуховодов продолжают работать и производить свои газовые атаки.
Сама процедура замены сложностей не представляет за редким исключением. Обычно достаточно снять крышку в области вещевого ящика, извлечь старый элемент и вставить новый с соблюдением ориентации и обеспечения герметичности по внешнему габариту.
Удаление бактерий
Суть всех безразборных методик удаления вредной живности из кондиционера состоит в приготовлении или приобретении обеззараживающего раствора и донесения его до радиатора испарителя.
Используется рабочий поток климатической системы, в который привносится антисептик, возможно с моющими ингредиентами. Активное вещество может быть применено в различных фазовых состояниях:
- газообразное;
- взвесь мельчайших капелек – спрей;
- пенное;
- жидкостное.
Примерная схема обработки содержит общие моменты:
- система слегка прогревается при работающем двигателе и включённом на средние обороты салонном вентиляторе;
- во входное отверстие воздушного потока из салона или подкапотного пространства направляется струя препарата, после чего он проходит с потоком через внутренности кондиционера и радиатор-испаритель;
- после расходования баллона делается выдержка, затем салон проветривается.
Имеются и особенности. Так, пена наносится при снятом салонном фильтре в его гнездо, откуда и расходуется. Затем с прогревом отопителя она испаряется и выветривается.
Жидкость распыляется через устройства типа пульверизатора или генератора спрея с триггером. Возможно применение дымогенераторов или одноразовых дымовых шашек.
Устранение утечки хладагента
Подобная работа проводится специализированными СТО при помощи опрессовки системы, выявления утечек и замены деталей. Места неплотностей определяются по УФ красителю или иными профессиональными средствами. Затем магистрали очищаются и заполняются свежим хладагентом с маслом.
В качестве оборудования используются автоматические заправочные станции. Только так можно качественно очистить систему и заполнить строго определёнными дозами фреона и масла.
Как проводить профилактику
Основное профилактическое действие – исключение накопления влаги в области испарителя. Поскольку перепады температуры и конденсация там неизбежны, то кондиционер надо переводить в режим вентиляции заблаговременно, это позволит высушить детали перед постановкой на парковку. В сухом воздухе бактерии не растут.
К профилактике относится и периодичность очистки. Если проводить её регулярно, то затраты снизятся, а эффективность возрастёт. В запущенных случаях поможет только профессиональная разборка с очисткой.