Далеко не всегда новый слой лакокрасочного покрытия (ЛКП) допускается наносить, не удалив старый. Такое возможно лишь в ограниченных случаях ремонтного подкрашивания, когда есть уверенность, что старая краска держится прочно, а под ней ещё не началась подплёночная коррозия.
Содержание статьи:
Настоящий капитальный ремонт кузова всё же подразумевает его зачистку до голого металла. Задача очень непростая и трудоёмкая.
Способы удаления старого покрытия
В любом случае, если принято решение работать качественно, старую краску необходимо тем или иным способом разрушить, поскольку держится она на металле очень прочно. Это обеспечивается электрохимическим или кислотным грунтованием кузовного железа.
Приходится применять самые жёсткие способы удаления, буквально спилить ЛКП абразивами, выжечь высокой температурой или растворить агрессивными реактивами.
Механический
Для механической зачистки применяются шлифовальные машинки с различными насадками. Самые распространённый на практике – лепестковые круги с крупным зерном.
Они работают быстро, но оставляют крупную риску, поэтому по мере приближения к металлу зернистость круга снижают.
- Начинать можно с лепесткового круга марки Р40. Это очень крупное зерно, быстро выполняющее основной объём работы. Затем идёт переход на Р60 или Р80, после чего в дело включаются круги со шкуркой 220 и мелкой 400.
- Далеко не ко всем участкам есть доступ с круглыми абразивными насадками шлифмашинки. Тогда можно использовать вращающиеся металлические щётки на проволочной основе. Они имеют различную форму и размеры на все случаи жизни.
- Очень эффективна пескоструйная обработка, быстро оставляющая чистый металл. Но такая технология доступна только профессионалам, поскольку требует специального оборудования, производственных площадей и продуманной очистки от разлетающихся отработанных продуктов. Поэтому чаще её применяют на деталях относительно небольших размеров и в реставрационных работах.
Достоинством комплексной механической очистки является параллельное удаление ржавчины с подготовкой чистого металла непосредственно под грунт.
По теме: Чем обезжирить кузов автомобиля перед полировкой, покраской и мойкой
Прочими способами так не получится сделать, поэтому элементы механообработки присутствуют всегда, вне зависимости от дополнительных ускоряющих процедур.
Термический (выжигание)
При термообработке старого ЛКП происходит выжигание и отслоение красок и грунтов. Использовать можно газовую горелку или промышленный фен, дающий мощную струю горячего воздуха с температурой у сопла порядка 600 градусов. Оба инструмента имеют свои недостатки.
Горелка небезопасна в отношении пожара. По невнимательности можно легко остаться не только без краски, но и без автомобиля.
Даже если этого не случится, существуют и другие опасности:
- кузовной металл можно перегреть, после чего его стойкость к коррозии заметно снизится;
- температура пламени такова, что детали из тонкого листа легко могут деформироваться, после чего придётся заниматься рихтовкой или заменой;
- могут пострадать соседние детали, автомобиль приходится полностью разбирать.
Фен более безопасен, но и его температуру можно недооценить. В любом случае после термического удаления неизбежна дополнительная механическая зачистка, иногда не менее трудоёмкая, чем без горелок и фенов.
Существует инновационный метод лазерной обработки, совмещающий нанесение механического и термического шока покрытию. Удалено будет всё, кроме металла, но цена оборудования превышает все разумные пределы.
Химический
Очень популярно растворение ЛКП химическими реагентами. Покрытие полностью не растворяется, но после выдержки в среде смывок разрыхляется, отслаивается и легко отходит от кузова с использованием обычного шпателя.
Сложности возникают с удержанием составов на кузове на время реакции. Используются средства различной консистенции. Они включают в себя органические растворители и кислотные или щелочные составляющие.
Недостаток понятен – все эти средства токсичны и опасны для человека, а некоторые и для кузовного металла. Всё это обуславливает сложности при выборе.
На что обратить внимание при выборе смывки
Учитывать приходится факторы состава исходного ЛКП, способов нанесения, токсичности и безопасности для металла:
- Основная проблема – удержание смывки на поверхностях, для этого используется глеевая консистенция, защитные плёнки, возможности дополнительного обновления состава, вплоть до погружения мелких съёмных деталей;
- Если условия работы не включают мощную вентиляцию, защитную одежду и противопожарное оборудование, то это надо учесть при выборе;
- Для разных участков лучше применять несколько различных средств, например, нет необходимости в геле, если поверхность горизонтальная.
Не все средства одинаково хорошо работают при низких температурах, когда химические реакции замедляются, а при высоких – возрастает опасность кислотных составов для металла.
Самые популярные удалители краски
Рейтинги средств постоянно обновляются по мере появления новых составов. Можно рассчитывать на репутацию производителей, которые не станут занижать эффективность обновлённых продуктов.
Жидкости
Можно условно выделить средства Химик АС-1 и APS-М10. Составы сильнодействующие, работают быстро и обладают уверенной тиксотропностью, то есть удержанием на поверхностях.
Удаляют ЛКП любого химического состава, но агрессивны, требуют внимательного обращения и строгого следования инструкции, поскольку вредны для металла и человека при несоблюдении правил работы.
Гели
Универсальное средство BODY 700 выпускается в голевом исполнении, работает относительно медленно, но надёжно. Имеет повышенную безопасность для кузовных деталей, хорошо держится на поверхности. Из недостатков можно отметить необходимость повторных нанесений и ограниченный температурный диапазон применения.
Экономично расходуется и хорошо работает при пониженных температурах состав AGAT Avto Silverline. Но содержание летучие компоненты, требует хорошей вентиляции. Безопасен для пластика.
Аэрозоли
Из аэрозольных упаковок стоит предпочесть ABRO PR-600. Пользоваться удобно, повторно наносить обычно не приходится.
Недостатки – необходимость работы при температурах комнатного уровня, непредсказуемость по отношению к пластмассам, раздражение слизистых. В то же время неагрессивно к металлу и легко удаляется водой.
Альтернативой может стать Hi-Gear Quick & Safe Paint & Gasket Remover. Очень активное вещество, работает по всем краскам и загрязнениям, но стоит дорого и расходуется не очень экономно.
Можно ли самостоятельно приготовить удалитель краски
Способы народного составления смывок существуют, но из-за ограниченного доступа к совершенным реагентам и растворителям используются крайне опасные вещества.
Это интересно: Какой краскопульт лучше HVLP или LVLP
Пользуются негашёной известью, каустической содой, ацетоном, бензолом и прочими веществами на грани химического оружия. Заниматься этим в современных условиях смысла нет, риск не оправдан.
Да и рецепты придётся подбирать опытным путём, не на все виды красок, лаков и грунтов рассчитаны те или иные вещества.
Технология применения
Принципы работы с самодельными составами в целом те же, что и с промышленными:
- максимально демонтируются навесные детали, оставшиеся защищаются;
- на работающего надеваются защитные средства для кожи и слизистых оболочек;
- состав наноситься кистью, распылением или разбрызгиванием;
- поверхность периодически выравнивается и обновляется по мере работы средства;
- отслоившаяся краска удаляется шпателем и металлическими щётками;
- металл тщательно промывается водой, мыльным или содовым раствором;
- перед грунтованием производится механическая подготовка до чистого металла.
Готовые участки надо немедленно грунтовать после высыхания. Кузовное железо быстро покрывается ржавчиной, при этом слой настолько тонок, что не виден глазом. Однако окислы железа станут катализаторами будущей подплёночной коррозии.